Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 100-летию Константина Прохорова
20 декабря исполняется 100 лет со

Архив новостей

Декабрь 2024 (4)
Ноябрь 2024 (31)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)

«На старом уральском заводе»: К 125-летию Б.В. Иогансона

«На старом уральском заводе»: К 125-летию Б.В. ИогансонаБорис Владимирович Иогансон родился 25 июля 1893 года в Москве, в семье служащего шведского происхождения. Увлечение искусством, литературой, музыкой в семейном кругу способствовало пробуждению его интереса к живописи. В 19 лет Б.В. Иогансон окончил студию художника П.И. Келина, а в 1913 году стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь он обучался под руководством К.А. Коровина, А.Е. Архипова, С.В. Малютина. В годы обучения в училище Б.В. Иогансон часто посещал залы Третьяковской галереи, где познакомился с картинами передвижников, социальными сюжетами.

«На старом уральском заводе»: К 125-летию Б.В. ИогансонаПосле выпуска в 1918 году Б.В. Иогансон в течение нескольких лет работал художником-декоратором в театрах Красноярска и Александрии (Херсонская область). Он стал одним из первых членов Ассоциации художников революционной России. Б.В. Иогансон работал в издательствах рисовальщиком и иллюстратором. В 1925 году он предпринимает поездку на Кавказ и пишет картину «Строительство ЗАГЭС», посвященную индустриальной теме.

К 1928 году относятся три важных для становления стиля художника полотна: «Рабфак идет», «Советский суд» и «Узловая железнодорожная станция в 1919 году». Художник стремится раскрыть внутренний мир молодых строителей, участников судебного процесса, выводит на первый план социальную составляющую в жанровых сценах.

В 1930-е годы Б.В. Иогансон посвящает творчество созданию серии историко-революционных полотен «Обыск в профсоюзе (1905-1907)» 1928, «Расклейка прокламаций на Западе» 1931, «Владимир Ильич на Красной площади» 1932. В этом же 1932 году была начата работа над композицией «Расстрел революционеров», которая была завершена только к 1964 году.

«На старом уральском заводе»: К 125-летию Б.В. Иогансона

«Обыск в профсоюзе (1905-1907)»


По мнению скульптора Н.В. Томского, образы, созданные Иогансоном в красках, «воспринимаются своеобразной эмблемой времени, такой же впечатлающей, как «Рабочий и колхозница» Мухиной». Во многом это высказывание относится к полотну «Допрос коммунистов» 1933. В сюжете, посвященном допросу взятых в плен коммунистов в белогвардейской ставке, Б.В. Иогансон достигает предельной социальной заостренности образов.

«На старом уральском заводе»: К 125-летию Б.В. Иогансона


В 1935 году, когда революционная тема все настойчивее возбуждала творческую мысль, Б.В. Иогансон совершил специальную поездку на Урал, посетил Свердловск, Челябинск, Златоуст. До своей поездки Б.В. Иогансон прочел обширную литературу о старом Урале — общую, историко-экономическую и художественную, исторические очерки о Демидове Сан-Донато, о жестоких условиях труда на заводах, сочинения Д. Мамина-Сибиряка. К прочитанному присоединялись впечатления от первых поездок художника на Урал — от виденных им типов рабочих, бесед со старожилами.

В Свердловске, знакомясь со зданиями старых заводов, художник совершенно неожиданно увидал один мрачный кирпичный сарай с прокопченными стенами необыкновенной толщины, с маленькими окнами, весь в черной земле. Это был литейный цех старых времен, такой, каким он был при Демидовых. Своей мрачностью он напоминал темницу.

«В этом цехе, — вспоминает Б.В. Иогансон, — у меня начал рождаться сюжет картины… Мне показалось, что именно здесь, в это время, в этой обстановке был Демидов, а может быть и не Демидов, а другой, ему подобный, но я ясно увидел перед собой этого хозяина-эксплуататора. Мне представились рабочие этого завода, представилась пора пробуждающегося самосознания рабочих».

«На старом уральском заводе»: К 125-летию Б.В. Иогансона«На старом уральском заводе»: К 125-летию Б.В. Иогансона


Оригинал (слева) и авторизованная копия (справа)



Первоначально художник хотел назвать свое полотно «Урал-Демидовский», поскольку он хотел изобразить сцену из далекого исторического прошлого. Позднее Иогансон остановился на пореформенном периоде, он дал своему произведению обобщенное название «На старом уральском заводе».

В основу картины положен социальный конфликт. Фигуре рабочего на первом плане и находящимся за ним другим рабочим и мальчику-подручному противопоставлены фигуры заводчика и приказчика. О содержании своего нового произведения Иогансон рассказывал в статье «Как я работаю над картиной», написанной в год ее окончания: «Сюжет картины таков: в литейно-формовочную мастерскую входит хозяин со своим приказчиком, который, указывая на первоплановую фигуру рабочего, на ухо шепчет хозяину: «Это тот самый, который народ смущает».

«На старом уральском заводе»: К 125-летию Б.В. Иогансона«На старом уральском заводе»: К 125-летию Б.В. Иогансона


Поединок развертывается между рабочим и заводчиком. Остальные действующие лица лишь дополняют повествование, оттеняя и по-своему усиливая выразительность основных персонажей. Фигуры на первом плане озарены невидимым зрителю источником света, который находится слева, за рамой картины; остальные персонажи погружены в тень. Прием этот позволил художнику прекрасно охарактеризовать место действия — мрачное помещение литейной, где людей трудно рассмотреть, где копоть скрывает черты их лиц.

Художник строит композицию таким образом, что невольно сравнивается рабочий и «хозяин». Образ рабочего по своему внутреннему содержанию более значителен, более убедителен по сравнению с фигурой «хозяина» в богатой шубе и белых фетровых валенках.

Иогансон много раз говорил о том, что идея в произведении искусства, как бы ни была она важна и значительна сама по себе, не в силах воздействовать без совершенного пластического воплощения. Картина «На старом уральском заводе» является прекрасным подтверждением этому. Правда жизни выступает в ней пропущенной через творческое воображение и переживание художника. А это переживание реализуется в совершенном живописно-пластическом решении, в создании типических образов, в драгоценности всей красочной поверхности холста.
Позже, в послевоенные годы, живописец выполнил авторизованную копию полотна «На старом уральском заводе» 1947, которая была передана в собрание Симферопольской картинной галереи в 1948 году.

В 1937 году Б.В. Иогансон начал преподавать в художественном институте им. И.Е. Репина в Ленинграде, в 1939 году получил звание профессора. С 1937 по 1940 года в мастерской Б.В. Иогансона учился известный крымский художник Валентин Данилович Бернадский (1917 — 2011). (Материал к 100-летию В.Д. Бернадского)

В мастерской Иогансона царила дружеская творческая атмосфера. Сокурсниками В. Бернадского были талантливые живописцы: Ю. Тулин, В. Загонек, А. Левитин, М. Копытцева, Н. Веселова, Г. Чепец, О. Ломакин, Б. Харченко, Н. Баскаков. Творчество этих молодых художников в послевоенные годы внесло новую волну в развитие российского искусства живописи.
Позднее, в 1964 году, Иогансон был приглашен в московский Художественный институт им. В.И. Сурикова. С 1962 года являлся главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира».

«На старом уральском заводе»: К 125-летию Б.В. ИогансонаТематику Великой Отечественной войны Б.В. Иогансон раскрыл в ряде произведений жанрового и натюрмортного характера, в частности, в натюрморте «Дни войны» 1942, композиции «Праздник Победы 9 мая 1945 года на Красной площади».
В послевоенные годы художник продолжил работу над тематическими полотнами. В 1950 году под руководством Б.В. Иогансона бригадой художников (В. Соколова, Д. Тегина, Н. Файдыш-Крандиевской и Н. Чебаковой) была выполнена монументальная картина «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола».
В ряде портретов, созданных в разные годы, Б.В. Иогансон оставался таким же вдумчивым мастером, как и в тематических произведениях, избегает внешних эффектов («Портрет А. Осмеркина» 1940, «Портрет заслуженной артистки РСФСР Д. Зеркаловой» 1947, «Портрет народного артиста СССР В.И. Немировича-Данченко» 1948 и др.).
Отдельную страницу в творчестве художника составляют многочисленные пейзажные этюды и натюрморты, разнообразные карандашные наброски, иллюстрации к сочинениям Н. Островского, А. Чехова, А. Горького.

Искусство Б.В. Иогансона явилось важным вкладом в развитие советской художественной культуры. К его произведениям, продолжившим традиции исторической живописи И.Е. Репина и В.И. Сурикова, вновь и вновь обращается уже несколько поколений художников.