Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Апрель 2024 (23)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

Немеркнущая красота жизни: К 100-летию В.Д. Бернадского (1917-2011)

Валентин Данилович Бернадский по праву считается одним из основателей современной крымской художественной школы. С Крымом связана вся его творческая деятельность. С 1950 г. он преподает в художественном училище имени Н.С. Самокиша, активно участвует в общественной жизни, в 1970-1980х годах возглавляет Крымское отделение Союза художников СССР.
Валентин Данилович Бернадский родился 13 января 1917 г. в с. Озеряны Черниговской области в большой семье учителя сельской церковно-приходской школы. Он рано обнаружил стремление к рисованию. Еще в детстве Бернадский прочитал книгу ленинградского художника А.П. Эйснера (1872-1930-е) «Школа живописи», которая так его увлекла, что он решился написать автору. Завязалась переписка, Эйснер принял живое участие в воспитании талантливого юноши. В 1936 г. по его приглашению Бернадский приезжает в Ленинград, живет у старого мастера и учится у него. В 1937 году Бернадский поступает в Ленинградское художественное училище, а в 1940 г. - в Академию художеств в мастерскую Бориса Владимировича Иогансона (1893-1973). Уже после первого курса за блестящие успехи юный живописец был отмечен персональной Сталинской стипендией. В годы Великой Отечественной войны Бернадский оказывается в эвакуации в Самарканде, здесь его призывают в армию. Он окончил Воронежское военное училище связи и отправился на фронт, был был начальником радиостанции 69-й горно-стрелковой бригады. После Победы и мобилизации продолжил обучение в мастерской Иогансона с 1946 г. После окончания Академии в 1950 г. с группой лучших выпускников (Ф.З. Захаровым, Н.Ф. Бортниковым, В.А. Апановичем и др.) В.Д. Бернадский был направлен Министерством культуры СССР в Крым для преподавания в Крымском художественном училище им. Н.С. Самокиша, где работал в 1950-1952 гг.

На крымской земле складывается своеобразный, неповторимый художественный стиль мастера. В.Д. Бернадский обращался к различным жанрам живописи: тематической картине, портрету, пейзажу, натюрморту. Особое место в творчестве Бернадского занимает портрет. В этом жанре он поистине достиг вершин, добиваясь не только внешнего сходства, но и яркого образного раскрытия внутреннего мира человека.
В женских образах художник умеет передать внешнее и внутреннее обаяние модели, часто изображая ее на пленэре. Игра света и тени, рефлексы, валёры усиливают живописную выразительность его полотен. В интерьере написан и портрет Р.Г. Сироткиной, председателя Совета наставников швейной фабрики им. Н.К. Крупской (1975), весь облик модели дан живо и непосредственно. В 1979 г. В.Д. Бернадский работает над портретной серией тружеников колхоза «Россия» Красногвардейского района. Среди произведений этой серии выделяется своей пленэрной трактовкой портрет доярки Е. Зайцевой.

Мужские портреты Бернадского остры по психологической характеристике. Созданная им за многие годы серия портретов писателей, художников, артистов интересна поисками прежде всего творческого начала. В коллекции СХМ хранится несколько мужских портретов, демонстрирующих развитие этого жанра в творчестве Бернадского в течение трех десятилетий.
Около 1954 г. был написан поясной портрет крымского художника Владимира Ивановича Благовещенского (1895-1967). Этот портрет является одним из немногих прижизненных изображений художника, дошедших до наших дней. «Портрет Героя Социалистического труда Македонского» был написан до 1962 г. (точная дата не указана). Это большое, серьезное произведение носит пленэрный характер.
В портрете известного крымского искусствоведа Александра Ивановича Полканова (1884-1971), написанном в 1969 г., Бернадский достигает исключительной выразительности колорита. Сосредоточенный взгляд серых глаз устремлен не на зрителя, а в сторону, как будто модель ведет напряженный внутренний диалог.
Один из наиболее известных примеров портретного жанра в творчестве Бернадского - «Портрет художника В.А. Апановича» 1969 г. Об этом произведении художник вспоминал: «В портрете Виктора, моего близкого друга, я пытался почувствовать, выразить творческую трагедию этого талантливейшего художника». Автор выбрал необычную поколенную композицию. Вся фигура художника, сидящего в мастерской на низком табурете, с наклоненным вперед торсом приобретает внутреннюю динамику, неустойчивость. В портрете заслуженного деятеля искусств УССР Константина Прохорова 1970 г. в постановке фигуры живописца, в положении руки, опирающейся на пояс, в повороте высоко поднятой головы читается спокойное чувство собственного достоинства.
В 1981 г. Бернадский пишет портрет крымского художника Льва Владимировича Балкинда. Мастер вспоминал: «В этом портрете я хотел выразить творческую порывистую энергию художника, его эмоциональную подвижность». Это произведение считается одним из наиболее удачных среди портретных работ Бернадского.
В 1987 г. был создан портрет известного советского биохимика, профессора Г.В. Троицкого (1913-1992). Модель изображена сидящей в кресле, руки переданы в выразительном жесте - кисть левой руки зажата правой. Портрет написан в свободной манере, в светло-голубой гамме.
В творчестве В.Д. Бернадского исследователи традиционно выделяют тягу к сюжетно-тематической картине и портрету; стремление к отражению действительности и постоянное совершенствование мастерства. Удивительное чувство цвета, особая музыкальность его произведений, продолжение реалистической традиции русской школы по-прежнему привлекают ценителей искусства. Валентин Данилович отзывался о своем творческом пути просто и безыскусно: «Меня всегда вдохновлял и по-прежнему вдохновляет почти детский восторг перед вечной, немеркнущей красотой жизни, природы, и я, в меру своих сил, пытаюсь воплотить на холсте Богом нам данные Красоту и Гармонию».

Немеркнущая красота жизни:  К 100-летию В.Д. Бернадского (1917-2011)Немеркнущая красота жизни:  К 100-летию В.Д. Бернадского (1917-2011)Немеркнущая красота жизни:  К 100-летию В.Д. Бернадского (1917-2011)