Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Апрель 2024 (27)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

К 105-летию В.Д. Бернадского

К 105-летию В.Д. БернадскогоВалентин Данилович Бернадский по праву считается одним из основателей современной крымской художественной школы.
Родился В.Д. Бернадский 13 января 1917 г. в с. Озеряны Черниговской области в большой семье учителя сельской церковно-приходской школы. Первые уроки живописи он получил у профессора Ленинградской Академии художеств Алексея Петровича Эйснера (1872-1930-е).
В довоенные годы, с 1937 по 1940 гг. учился в Ленинградском художественном училище. В 1940 году поступил в Ленинградскую Академию художеств по мастерской Бориса Владимировича Иогансона (1893-1973) и уже после первого курса за блестящие успехи был отмечен персональной Сталинской стипендией.
В мастерской Иогансона царила дружеская творческая атмосфера. Его сокурсниками были очень талантливые живописцы: Ю. Тулин, В. Загонек, А. Левитин, М. Копытцева, Н. Веселова, Г. Чепец, О. Ломакин, Б. Харченко, Н. Баскаков. Творчество этих молодых художников в послевоенные годы внесло новую волну в развитие российского искусства живописи.
В 1942 году в числе студентов Академии художеств Валентин Данилович был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Самарканд, откуда, после окончания военного училища связи, отправился на фронт. В 1945 году, после Победы и мобилизации продолжил обучение.

После окончания Академии с группой лучших выпускников (Ф.З. Захаровым, Н.Ф. Бортниковым, В.А. Апановичем и др.) В.Д. Бернадский был направлен Министерством культуры СССР в Крым для преподавания в Крымском художественном училище им. Н.С.Самокиша, где преподавал в 1950-1952 гг.
Воспитанники Сергея Герасимова, Бориса Иогансона (которые в свое время учились у Серова и Коровина), впитав лучшие традиции русской колористической школы живописи, совершили настоящий переворот в методике и практике преподавания специальных дисциплин. Эта плеяда энергичный, талантливых художников оказала огромное влияние не только на работу художественного училища, но имела и огромное значение в становлении и развитии творческого коллектива крымских художников.
Валентин Бернадский обращался к различным жанрам живописи: тематической картине, портрету, пейзажу, натюрморту.

Особое место в творчестве Бернадского занимает портрет. В этом жанре он поистине достиг вершин, добиваясь не только внешнего сходства, но и яркого образного раскрытия внутреннего мира человека. Им создана портретная галерея земляков: артистов, художников, людей культуры, науки, рыбаков, хлеборобов, военных… Его справедливо называют мастером глубокого психологического анализа.
В женских образах художник умеет передать внешнее и внутреннее обаяние модели, часто изображая ее на пленэре. Игра света и тени, рефлексы, валеры усиливают живописную выразительность его полотен.
К 105-летию В.Д. Бернадского

Портрет художника Виктора Апановича. 1969


Мужские портреты острые по психологической характеристике. Серия портретов писателей, художников, артистов интересна поисками прежде всего творческого начала. Индивидуальные черты личности своеобразно проявляются в момент наивысшего вдохновения: в портрете А. Каца — это собранность, энергичный характер; в образе В. Балкинда — предельная концентрация мысли и чувства; в облике В. Апановича — внутреннее смятение, волнение души. О портрете В. Апановича сам художник вспоминал: «В портрете Виктора, моего близкого друга, я пытался почувствовать, выразить творческую трагедию этого талантливейшего художника».

К 105-летию В.Д. Бернадского

Портрет искусствоведа Александра Полканова. 1969


К 105-летию В.Д. Бернадского

Портрет художника Александра Михальянца. 1995


Валентин Бернадский: «Мне нужно, важно осознать, что труд, мысли, чувства находят отклик у окружающих, людей разных профессий, что они понимают меня и уносят с выставки в своей душе чувства добрые. И, может быть, больше начинают любить Природу, Человека, Жизнь. Я ведь пишу не только потому, что живопись стала смыслом моей жизни. Я хочу «заразить» окружающих любовью к красоте и торжеству жизни, которую испытываю ежеминутно».