Художник родился в 1885 году в Можайске, в семье ремесленника. Старый уклад русской городской и крестьянской жизни стали основой для мировосприятия будущего живописца. В семье любили изобразительное искусство, по иллюстрациям журнала «Нива» хорошо знали художников: Репина, Шишкина, Васнецова, итальянцев — Рафаэля, Микеланджело.
Герасимов учился в ближайшей сельской школе, затем в городском училище. Осенью 1900 года он поступил в Строгановское художественно-промышленное училище в Москве. В ту пору в нем преподавали крупнейшие русские художники С.В. Иванов и К.А. Коровин.
В 1907 года Герасимов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1911 году. Здесь он снова работает под руководством С.В. Иванова и затем несколько лет в мастерской К.А. Коровина. Оба художника, столь разные по характеру, каждый по-своему многое дали Герасимову.
В годы ученичества молодой художник создает жанровые сцены, свидетельствующие о глубоком знании традиций и быта русской провинции («Можайские ряды», «Базар в Можайске» 1908-1909 годов, «Семья» и «Свадебные в трактире» 1910 года). Уже в ранних работах Герасимов обращается к образу русской природы, умея передать поэтическое настроение зимнего дня («Зима», «Лунная ночь», «Можайск. Первый снег» 1909-1911 года).
В 1912 году за акварельный мужской портрет Герасимов получил звание художника первой степени. После окончания Московского училища он отправляется в Санкт-Петербург, знакомится с искусством старых западных мастеров. Увлеченность старинной русской культурой приводят Герасимова в Новгород и Псков, где он пишет много акварелей и задумывает ряд картин.
С 1912 года Герасимов стал преподавать в литографской школе при типографии И.Д. Сытина. Призванный в армию в годы Первой мировой войны, в 1918 году он возвращается с фронта в ту же типографию, переименованную в Государственное училище при Первой образцовой типографии, которое он возглавляет до 1923 года, параллельно преподает во ВХУТЕМАСе.
В 1919 году для оформления здания бывшей Московской городской думы Герасимов пишет большое панно «Крестьянин». В 1920 году автор издает альбом автолитографий «Мужики», которым положил начало серии крестьянских образов.
В 1925 году Герасимов совершает поездку в Италию и Грецию, изучает античное искусство, шедевры эпохи Возрождения, с которыми когда-то познакомили его иллюстрации журнала «Нива».
Художник вновь с увлечением обращается к крестьянской тематике, пишет типические портреты «Фронтовик» 1926, «Пугачевец» 1927, «Колхозный сторож» 1933 и многие другие. Ясное композиционное построение отличает и его тематические картины «Сельсовет» (1924), «На Волхове. Рыбаки» (1929-1931) и другие.
В тридцатые годы Герасимов работает в разных уголках Советского Союза: на нефтепромыслах в Баку, в Архангельске, на строительстве Беломоро-Балтийского канала, в Кисловодске. Ближе всего художнику среднерусская природа, ее задушевность и тонкий лиризм, отраженный в картине 1939 года «Зима». Русский пейзаж играет большую роль и в тематических картинах («Колхозный праздник» 1937). В то же время художник работает в области книжной иллюстрации, создает графические серии по произведениям «Поднятая целина» Шолохова, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
Колхозный праздник. 1937
Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея
В годы Великой Отечественной войны Герасимов, директор Московского художественного института, работает в эвакуации в Самарканде. Здесь он много пишет акварелью, задумывает картину «Мать партизана». Это полотно, написанное в 1943 году, — одно из наиболее узнаваемых произведений Герасимова. Художник отмечал, что в этой картине он «мечтал в образе матери, русской женщины-крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками».
Мать Партизана
Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея
В послевоенные годы Герасимов обращается к сюжетам отечественной истории, пишет картины «Восстание Пугачева» (1945), «Кутузов под Бородином» (1952). Он вновь обращается к книжной иллюстрации: «Гроза» Островского, «Капитанская дочка» Пушкина, «Дело Артамоновых» Горького отражают стремление художника к раскрытию народных типов.
Продолжая традиции русского лирического пейзажа, Герасимов пишет одухотворенные картины родной природы: «Лед прошел» 1945, «Ива цветет» 1950, «У переправы» 1954.
Лед прошел. 1945
Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея
Михайловское. Вид с Савкиной горы. 1952
Симферопольский художественный музей
Симферопольский художественный музей
В коллекции Симферопольского художественного музея хранится работа 1952 года «Михайловское. Вид с Савкиной горы» (картон, масло, 27х70 см). Этот камерный пейзаж отличает ощущение спокойствия и безмолвия природы. Зеленовато-серый, сумеречный колорит картины дополняют голубые оттенки облачного неба, отраженного в маленьких озерах. Несколько темных силуэтов молодых елей подчеркивают прозрачность воздуха и глубину пространства, уходящего к темной гряде леса, к родовому имению матери А.С. Пушкина Михайловскому. Именно эти просторы, открывающиеся взору с Савкиной горы, были излюбленным местом поэта в Псковской губернии. Здесь он мечтал возвести усадьбу: «Я бы выстроил себе там хижину, поставил бы свои книги и проводил бы подле добрых старых друзей несколько месяцев в году… меня этот проект приводит в восхищение и я постоянно к нему возвращаюсь…». Классический русский пейзаж Савкиной горы нашел отражение в поэзии А.С. Пушкина.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
«Вновь я посетил…», 1835 г.
Талантливый педагог, Герасимов воспитал многих художников, часть из которых стали известными мастерами: Г.М. Коржев, П.П. Оссовский, А.П. Ткачев, С.П. Ткачев, М.В. Сорокин, Ю.П. Кугаг. Произведения художника, запечатлевшие красоту русской природы и народных типов, вошли в золотой фонд отечественного искусства.