Министерство культуры Адрес Время Работы Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Госуслуги дом Так здорово Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Апрель 2025 (2)
Март 2025 (22)
Февраль 2025 (31)
Январь 2025 (28)
Декабрь 2024 (28)
Ноябрь 2024 (30)

К 100-летию В.А. Апановича

3 сентября 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения крымского живописца Виктора Антоновича Апановича (1922–1996).

К 100-летию В.А. АпановичаРодился Виктор Антонович Апанович 3 сентября 1922 г. в г. Тбилиси. Известно, что в 1933 году вместе с семьей он переехал в Ростов-на-Дону, где окончил среднюю школу. В это же время он посещал художественную студию при Дворце пионеров.
В 1937 г. В. А. Апанович поступил в Ростовское художественное училище им. М. Б. Грекова.

В 1941 г., с началом Великой Отечественной войны он был призван в армию, проходил обучение в артиллерийском училище. В 1942 г. получил ранение под Харьковом, попал в госпиталь. Известно, что в период лечения он работал художником; позднее был уволен в запас и призван в армию снова в 1943 г. По имеющимся сведениям, В. А. Апанович поступил в Кисловодский художественный институт, поскольку их гарнизон стоял в г. Кисловодске.

В 1945 году В. А. Апанович поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где учился в мастерской Б. В. Иогансона (1893–1973). Дипломная работа носила название «На каникулах».
После окончания института в июне 1950 г., вместе с другими выпускниками московских и ленинградских художественных вузов В. А. Апанович был направлен на преподавание в Крымское художественное училище. Позднее работал в Художественном фонде. Также известно, что В. А. Апанович занимался иллюстрацией детских изданий.

С 1951 г. художник участвовал в республиканских и всесоюзных выставках. Он принял участие в подготовке VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957); в выставке крымских художников в городе-побратиме Симферополя, венгерском г. Кечкемет.

В 1978 г. была проведена значимая выставка художников, направленных в Крым в 1950 г. – В. Апановича, В. Бернадского, М. Борисовой, Н. Бортникова, Ф. Захарова, Т. Кузнецовой, Л. Смерчинского, Л. Ушаковой. Супруга В. А. Апановича, Маргарита Васильевна Борисова (1922 – ?) также принадлежала к этой плеяде.

К 100-летию В.А. АпановичаК 100-летию В.А. Апановича


Во вступительной статье к каталогу музеевед С. Шаповалова отмечает значительный вклад этих художников в крымское искусство третьей четверти XX в.:

«Виктор Антонович Апанович закончил институт им. И. Е. Репина по мастерской Б. В. Иогансона. Работает в жанрах тематической картины и портрета. Художнику свойственны пристальное внимание к внутреннему содержанию человеческой личности, умение чутко улавливать те черты духовного облика человека, его отношения к жизни и окружающим людям, которые наиболее полно характеризуют суть социальных процессов современности («Новые знакомые»).

Обладая особой остротой, неординарностью авторского видения мира, художник стремится найти новые, более емкие формы и средства выражения своих мыслей и чувств, стремится запечатлеть тот сложный, неоднозначный образ, который возникает при чувственном, а не зрительном восприятии живописного объекта. Работы последних лет, очень выразительные пластически, построены на резких цветовых контрастах, доведенные порой до экспрессии. Образы, созданные художником, покоряют одухотворенностью внутреннего состояния, силой заключенной в них интеллектуальной энергии (портреты сына, Наташи Мушинской, актрисы А. Г. Казановой и др.)».

К 100-летию В.А. АпановичаК 100-летию В.А. Апановича


В коллекции Симферопольского художественного музея с именем В. А. Апановича связано несколько произведений, среди них вышеупомянутая жанровая сцена «Новые знакомые» 1957 г.

«Портрет художника В.А. Апановича» 1969 г. – один из наиболее известных примеров портретного жанра в творчестве В.Д. Бернадского. Об этом произведении художник вспоминал: «В портрете Виктора, моего близкого друга, я пытался почувствовать, выразить творческую трагедию этого талантливейшего художника».

В 2005 г. в коллекцию поступил «Портрет Ирины» кисти В. А. Апановича, представляющий поздний период в творчестве художника.

К 100-летию В.А. АпановичаК 100-летию В.А. Апановича


В различные годы в коллекцию музея также были переданы графические работы В. А. Апановича: акварель «Портрет египтянина, делегата Шестого Всемирного фестиваля молодёжи и студентов» (поступила в 1961 г.); цветная литография «Судакская башня» (поступила в 1976 г.); карандашный рисунок «Р. Д. Бащенко за пианино» (поступила в 2002 г.).

Благодарим за сотрудничество Крымское республиканское отделение ВТОО «Союз художников России» в лице председателя А.И. Павлючека и ученого секретаря Л.Я. Бородиной за предоставление биографических сведений; сына художника, Владимира Викторовича Апановича — за фотоматериалы и материалы по выставкам.

Александра Кугушева