Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

К 105-летию В.Д. Бернадского

К 105-летию В.Д. БернадскогоВалентин Данилович Бернадский по праву считается одним из основателей современной крымской художественной школы.
Родился В.Д. Бернадский 13 января 1917 г. в с. Озеряны Черниговской области в большой семье учителя сельской церковно-приходской школы. Первые уроки живописи он получил у профессора Ленинградской Академии художеств Алексея Петровича Эйснера (1872-1930-е).
В довоенные годы, с 1937 по 1940 гг. учился в Ленинградском художественном училище. В 1940 году поступил в Ленинградскую Академию художеств по мастерской Бориса Владимировича Иогансона (1893-1973) и уже после первого курса за блестящие успехи был отмечен персональной Сталинской стипендией.
В мастерской Иогансона царила дружеская творческая атмосфера. Его сокурсниками были очень талантливые живописцы: Ю. Тулин, В. Загонек, А. Левитин, М. Копытцева, Н. Веселова, Г. Чепец, О. Ломакин, Б. Харченко, Н. Баскаков. Творчество этих молодых художников в послевоенные годы внесло новую волну в развитие российского искусства живописи.
В 1942 году в числе студентов Академии художеств Валентин Данилович был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Самарканд, откуда, после окончания военного училища связи, отправился на фронт. В 1945 году, после Победы и мобилизации продолжил обучение.

После окончания Академии с группой лучших выпускников (Ф.З. Захаровым, Н.Ф. Бортниковым, В.А. Апановичем и др.) В.Д. Бернадский был направлен Министерством культуры СССР в Крым для преподавания в Крымском художественном училище им. Н.С.Самокиша, где преподавал в 1950-1952 гг.
Воспитанники Сергея Герасимова, Бориса Иогансона (которые в свое время учились у Серова и Коровина), впитав лучшие традиции русской колористической школы живописи, совершили настоящий переворот в методике и практике преподавания специальных дисциплин. Эта плеяда энергичный, талантливых художников оказала огромное влияние не только на работу художественного училища, но имела и огромное значение в становлении и развитии творческого коллектива крымских художников.
Валентин Бернадский обращался к различным жанрам живописи: тематической картине, портрету, пейзажу, натюрморту.

Особое место в творчестве Бернадского занимает портрет. В этом жанре он поистине достиг вершин, добиваясь не только внешнего сходства, но и яркого образного раскрытия внутреннего мира человека. Им создана портретная галерея земляков: артистов, художников, людей культуры, науки, рыбаков, хлеборобов, военных… Его справедливо называют мастером глубокого психологического анализа.
В женских образах художник умеет передать внешнее и внутреннее обаяние модели, часто изображая ее на пленэре. Игра света и тени, рефлексы, валеры усиливают живописную выразительность его полотен.
К 105-летию В.Д. Бернадского

Портрет художника Виктора Апановича. 1969


Мужские портреты острые по психологической характеристике. Серия портретов писателей, художников, артистов интересна поисками прежде всего творческого начала. Индивидуальные черты личности своеобразно проявляются в момент наивысшего вдохновения: в портрете А. Каца — это собранность, энергичный характер; в образе В. Балкинда — предельная концентрация мысли и чувства; в облике В. Апановича — внутреннее смятение, волнение души. О портрете В. Апановича сам художник вспоминал: «В портрете Виктора, моего близкого друга, я пытался почувствовать, выразить творческую трагедию этого талантливейшего художника».

К 105-летию В.Д. Бернадского

Портрет искусствоведа Александра Полканова. 1969


К 105-летию В.Д. Бернадского

Портрет художника Александра Михальянца. 1995


Валентин Бернадский: «Мне нужно, важно осознать, что труд, мысли, чувства находят отклик у окружающих, людей разных профессий, что они понимают меня и уносят с выставки в своей душе чувства добрые. И, может быть, больше начинают любить Природу, Человека, Жизнь. Я ведь пишу не только потому, что живопись стала смыслом моей жизни. Я хочу «заразить» окружающих любовью к красоте и торжеству жизни, которую испытываю ежеминутно».