Министерство культуры Адрес Время Работы Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Музейный лекторий Пушкинская карта Каталог материалов Расцветай Госуслуги дом Так здорово Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июнь 2025 (24)
Май 2025 (33)
Апрель 2025 (29)
Март 2025 (21)
Февраль 2025 (30)
Январь 2025 (28)

«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко

«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко13 июля исполняется 100 лет со дня рождения известного крымского художника Петра Кузьмича Столяренко (1925-2018).

Живописец родился 13 июля 1925 года в поселке Капканы Керченского района. После переезда семьи в Феодосию, учился в студии Константина Богаевского. В то время учились изобразительному искусству будущие талантливые художники, троюродные братья по матери Владимир Соколов, Степан Мамчич и четвероюродный Николай Шорин. Внук Петра Кузьмича Алексей вспоминал: «Мы как-то считали, сколько в нашей семье художников, – оказалось, более тридцати по дедушкиной линии».

Пётр вынужденно прервал учёбу из-за травмы позвоночника и длительного лечения в санаториях. С началом Великой Отечественной войны, вместе с санаторием будущий художник эвакуировался в Тиберду на Кавказ. После оккупации Тиберды, бежал к партизанам. В 1943 году попал в плен, откуда бежал. В 1944 Петру Столяренко удалось добраться к семье в Баргузин. В тот же год с семьёй вернулся в Керчь, где работал библиотекарем и плакатистом. В 1945 году переехал в Феодосию и стал обучаться в художественной студии Николая Степановича Барсамова, параллельно работая завхозом в Картинной галерее И. К. Айвазовского.

Позже, в 1971 году, Николай Степанович вспоминал, что копии картин Айвазовского Столяренко были в числе лучших. Учитель писал о Петре Кузьмиче: «В его натуре, мне кажется, заложены черты, отличавшие дарование Айвазовского. Когда Петя сидел у мольберта, создавалось впечатление, что перед вами зрелый мастер. Он работал с удивительной выдержкой. Не торопясь, покрывал холст краской и, не прибегая к обобщённым подмалёвкам и другим премудростям, писал свои композиции, будто они стояли перед его взглядом в завершённом виде и он просто переносил на холст то, что ясно видел перед собою. Всё свободное время он отдавал занятиям живописью. Мастерство его быстро мужало. Развитие Столяренко шло не по обысной линии усвоения учебных программ. Это было нечто врождённой постановки голоса, когда самодеятельный певец, не знающий тонкостей вокального мастерства, вдруг сам инстинктивно начинает правильно дышать, распоряжаться своей диафрагмой и модулировать так, будто учился у опытного певца».

После трёхгодичного обучения в студии, Н. С. Барсамов рекомендовал Петру Кузьмичу далее в училище или ВУЗ не поступать, так как делать ему там нечего, Столяренко был уже сложившимся художником.

В 1948 году картина П. Столяренко «Атака торпедных катеров» участвовала в Пятой крымской художественной выставке к освобождению Крыма и Дню Победы, а с 1950 года художник регулярно экспонировал свои работы на республиканских и всесоюзных выставках.

«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко


1952 годом датируются самые ранние картины в собрании музея «Берег моря у Гурзуфа», «Рыбачьи лодки на берегу в Гурзуфе» и «Аю-Даг».

Спустя год Пётр Кузьмич вступил в Крымское отделение Союза художников РСФСР. Тогда же он написал, поступившие в собрание музея пейзажи «Берег» и «Гора Аю-Даг», а также романтический бледно голубой парусник на картоне «Порт».

«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко


С морем связаны большинство ранних живописных работ художника: «Азовское море» (1954), «Катер» (1955), «Порт. Керчь» (1955), «Рыбак у берега» (1958), «Гурзуф. Прибой» (1959), «Море возле Феодосии» (1959), «Кефальщики» (1962). Не зря Н. Барсамов рекомендовал ему ехать в Севастополь и пытаться стать военным, флотским художником. «Там он был бы незаменим. Я не сомневаюсь, что при его даровании, характере, работоспособности и настойчивости он быстро встал бы в ряд лучших советских маринистов-баталистов» – писал Николай Степанович.

При рассматривании работы «Скалистый берег» (1957) вспоминаются слова искусствоведа З. Фогеля: «...живопись Столяренко „густа“, она не так ласкает, как покоряет взор силой неприглаженной правды, искреннего чувства, которому ни к чему заниматься избыточно-тонкой нюансировкой – в изысканности чувство тонет...».

«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко


Пётр Кузьмич любил море и всё с ним связанное, прекрасно разбирался в кораблях, рыбной ловле и прочих «морских» делах. Его отец – Кузьма Семёнович, после ухода с военного поприща, был заведующим рыбным хозяйством в Керчи, ихтиологом, основателем одного из первых рыболовецких колхозов в Крыму. С морем и Крымом были связаны несколько поколений Столяренко - прапрапрадед был столяр на корабле, прадед работал на таможне, дед владел виноградниками под Коктебелем и шестью кораблями. Сам Пётр работал в сетевязальной мастерской, рыбачил, иногда подрабатывал на путине. Говоря о традициях Айвазовского в искусстве Крыма, искусствовед Рудольф Трофимович Подуфалый отмечал, что тяготение к ним «испытывает П. К. Столяренко, чей живописный темперамент требует непосредственного контакта с натурой, сиюминутной реализации тончайших впечатлений от мотива».

Пётр Кузьмич рассказывал, что «с начала 60-х почти семь лет он искал себя, свой стиль, свои лучшие сюжеты, живописную манеру». Он пробовал разные техники: масло, пастель, карандаш, акварель; открывал для себя разные стили.

1960-е годы творчества Петра Кузьмича в музейном собрании отмечены несколькими линогравюрами (в т.ч. цветными) с рассказом о трудной стезе рыбаков: «Завтра в море» (1963), «Труженики моря» (1963), «Док», и об одинокой девушке в высоком лесу - «Деревья». На одной из линогравюр дарственная подпись: «Дорогому Петру Карнауху за то, что привил любовь к линогравюре мне и ... моей супруге от П. Столяренко. 23.8.64».

В 1965 году в Киеве прошла первая персональная выставка художника.

«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко



Глубокая тёплая лунная «Ночь» (1967) где-то у моря, может быть в излюбленном художниками Гурзуфе, передаёт уют и очарование «уходящего» Крыма. Побеленные домики, выкрашенные в зелёный, синий, коричневый веранды, громоздящиеся друг на друге и на скалах, венчают два дерева и купол. В одном из домов горит свет. Наверное там ждут двоих, только начавших подъём по узкой извилистой лестнице. Зрителю предстоит ответить, почему они так задержались? О чём они говорят? Почему мужчина положил руку на плечи женщине?

«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко


В этот период Пётр Кузьмич обращается к теме революции в монументальном холсте «За власть Советов» (176х227 см), созданном к 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Суровый отряд революционеров шагает под реющими красными знамёнами на фоне деревянных неряшливых домов и пасмурного зимнего неба. Солдаты, матросы и чекисты, одетые в разномастные шинели и бушлаты, будённовки, папахи, фуражки и бескозырки, объединены общими идеей, строем, движением, целеустремлённостью и штыковыми винтовками за плечами, создавая впечатление необыкновенной трудности, неотвратимости и важности борьбы за власть Советов. Над полотном художник работал 7 лет. Об историко-революционных работах Петра Столяренко искусствовед З. Фогель сообщал, что они подвергались «... бесконечными опасливыми поправками и придирками худсоветов – как реальными, так и ожидаемыми Их отличает удивительное разнообразие и богатство народных характеров и душевных состояний, ощущение единого организующего ритма, идущего не только от самой линейно-фигурной композиции, но и от цветовой и тональной организации холста, от правильно выбранного угла зрения – художник всегда приближён к героям, иногда совсем вплотную — почти как действующее лицо».


«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко


После установления Советской власти и создания Страны Советов, красноармейцы демобилизовались и стали у трудовой вахты. «Люди моря» (1966), решённые в той же палитре и стиле, не столь суровы, но очень серьёзны и заняты не простым мужским делом. А затем пришла война. Солдаты и матросы стали на защиту Родины. Об этом рассказывает эпическое полотно «Стоять насмерть» (1984-1985, 200х240 см). Действие разворачивается как-будто на сцене. Матросы под Драконьим мостом Севастополя сдерживают натиск врага. Идёт бой. Взрывы. Всё в огне. Однако лица защитников спокойны и сосредоточены. Вдали виднеется Константиновская батарея – свидетель событий Крымской войны, один из четырёх опорных пунктов Северной стороны Севастополя в 1942.

В 1969 семья Петра Кузьмича переехала в Ялту – в дом художника Ивана Емельяновича Журбия, что существенно повлияло не только на жизненное устройство, но и на профессиональный рост художника.


Два пейзажа отражают творчество Столяренко 1970-х. «Тихий день. Веранда» (1972) удивляет контрастом названия и изображения. Такое же чувство несоответствия вызывает корабль под хмурым арктическим морем во льдах в картоне «В Азовском море».

«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко


Необыкновенной яркости и насыщенности сирень «После дождя» (1977) характеризует период, когда «мощным аккордом звучит в его полотнах „синяя линия Сезанна“ «Излюбленная хорошо заметная сине-фиолетовая подкладка ярких смысловых или зрительных объёмов придаёт небывалую мощь и декоративность без нарочитости» (Самойлова Е.О.).

«В изысканной „серой“ гамме, трепетным импрессионистическим мазком написана его „Белая сирень“ на фоне моря; – писал Р. Т. Подуфалый – воздух окутывает её пушистые кисти, смягчает очертания. Работы художника решены оригинально, с большим художественным вкусом, но не рождают того острого, захватывающего чувства, когда словно открываешь для себя заново давно тебе знакомое. Новое в живописи Столяренко воспринимается не как углубление, а, скорее, как „украшательство“ стиля, изящное „переодевание“ образа...». Рудольф Трофимович считал, что натюрморт Столяренко – «самое артистическое проявление».

«Веранда у моря» Петра Кузьмича Столяренко


Необыкновенно радостной «Веранде у моря» в этом году исполняется 40 лет. Мастер создал картину, будучи уже Заслуженным художником УССР (1982), в год присвоения звания «Народный художник УССР». Для тех, кто жил в то время, эта «Веранда...» - это путешествие в прошлое. Низкие белые стены крымского дворика у моря, тонкое деревце серебристой маслины. Где это? Песчаное? Береговое? Такое знакомое, и такое же далёкое, как 1985 год. Жестяное ведро под непритязательным столиком с ярко-жёлтой кукурузой. Или это что-то другое? Простой и знакомый советский быт. За забором, даже сквозь окна деревянной, выкрашенной в коричневый цвет, веранды, видна крыша ярко-оранжевой машины. Запорожец? Насколько хорошо автор передаёт настроение полуденной спокойной жизнерадостности. Блики солнца, пляшущие на зелёной траве и песчаном берегу, море, отпуск в июле – что ещё надо человеку для счастья?

К сожалению, это – самое позднее произведение в собрании музея. 33 года созидания можно проследить по небольшой коллекции, сделанной с большой любовью.

После у художника будут и ограбление мастерской, и успех в Париже, и продажа картины «На даче в Форосе» за 80 тысяч долларов, выставки в Испании, Канаде, Японии, США, Италии, золотая медаль «За вклад в мировую культуру» международного фонда «Культурное достояние», и «Почётный гражданин Ялты, и передача внуку секретов мастерства, и многое другое.

24 июля в зале Симферопольского художественного музея откроется выставка из музейного и семейного собраний к 100-летию одного из самых любимых художников нашего коллектива и зрителей.


Литература:
1. Подуфалый Р.Т. Ещё раз о крымском натюрморте // Этюды о крымских художниках / Сост. С. А. Глазунова, Г. Т. Подуфалая. – Симферополь: Н.Орiанда, 2021. – С.71-74.
2. Подуфалый Р.Т. К вопросу о традициях Айвазовского в искусстве Крыма // Этюды о крымских художниках / Сост. С. А. Глазунова, Г. Т. Подуфалая. – Симферополь: Н.Орiанда, 2021. – С.136-148.
3. Подуфалый Р.Т. Мера взыскательности // Этюды о крымских художниках / Сост. С. А. Глазунова, Г. Т. Подуфалая. – Симферополь: Н.Орiанда, 2021. – С. 500-502.
4. Самойлова Е. О. Пётр Кузьмич Столяренко: мощный талант и сильный характер // Пётр Столяренко. К 100-летию мастера. Симферополь, 2025. – С. 4-25.
5. Барсамов Н. С. Пётр Кузьмич Столяренко // С. 45 лет в Галерее Айвазоского. – Симферополь: Издательство «Крым», 1971 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krimoved-library.ru/books/45-let-v-galeree-aivazovskogo16.html (дата обращения 25.07.2025).
6. Памяти Петра Столяренко: наследник живописца о династии, любви к Крыму и жизни в Париже [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sobaka.ru/crimea/specials/projects/79157 (дата обращения 25.07.2025).
7. Фогель З. Столяренко Пётр Кузьмич - Биография // Артпоиск - русские художники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artpoisk.info/artist/stolyarenko_petr_kuz_mich_1925/bio/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:


Анна Полканова,
старший научный сотрудник