С первых дней Великой Отечественной войны в изобразительном искусстве находит отражение героизм народа, вставшего с оружием на защиту Родины. Многие советские художники уходят на фронт, становясь свидетелями и непосредственными участниками событий.
7 ноября 1942 г. в Москве в Государственной Третьяковской галерее открылась Всесоюзная выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Великая Отечественная война». Выставка работала по декабрь 1943 года. На ней экспонировалось 849 произведений 255 авторов. Позднее был издан иллюстрированный каталог «Великая Отечественная война» [2, c. 75]
По сути, это была первая Всесоюзная художественная выставка военного времени. Большое место на выставке заняли произведения живописи, посвященные героической битве под Москвой. На этой выставке зрители впервые увидели творчество художников, находившихся на фронтах: «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» К. Юона, «Где здесь сдают кровь?» П.П. Кончаловского, «Бой под слободой Стрелецкой» (1942) В.Н. Яковлева, «Лесгафтовцы. Партизанский отряд» (1942) И.А. Серебряного, «Зимние залпы Балтики» (1942) Я.Д. Ромаса и другие. В произведениях этого времени художники нередко обращались к отдельным ярким эпизодам Великой Отечественной войны, изображая небольшое число персонажей крупным планом. Такое построение картины позволяло полнее характеризовать образ каждого человека, раскрыть героизм и стойкость советских людей. [1, с. 299].
Достойное место на Всесоюзной выставке заняла картина «Подвиг 28 героев-панфиловцев» 1942 г. Дмитрия Константиновича Мочальского (1908-1988), народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.
Художник родился в Санкт-Петербурге, в семье военнослужащего. После Октябрьской Революции окончил Московский изотехникум памяти 1905 года и Институт живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств в Ленинграде(1936). В 1930-е за «непролетарское» происхождение будущий живописец был исключен из института, но позднее восстановлен. Среди его педагогов были выдающиеся мастера — А.Д. Гончаров, Н.Э. Радлов, В.А. Фаворский, К.С. Петров-Водкин. В основу индивидуального стиля Д.К. Мочальского легли принципы русского пленэризма с особенным вниманием к бытовому жанру, которые ему передал А.И. Савинов.
Широко известна серия жанровых полотен Д.К. Мочальского («Возвращение с демонстрации» («Они видели Сталина») (1949), «Победа. Берлин. 9 мая 1945 года»(1947), а также графических работ («Советские войска в Берлине» (1945), «Новоселы», «Палатка трактористов» (1947)), «Четыре поколения» (1968) и др. В период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы создал серию картин, посвященных советским солдатам и партизанам: «Подвиг 28 героев-панфиловцев» 1942 г., «Победа. Берлин, 1945 год», 1947, в 1949 г. - картину «После демонстрации». Позднее его работы были переданы в Государственную Третьяковскую галерею.
Живописцу были свойственны верность натуре и умение выделить главное, отбросив лишние детали. Такой подход к искусству он воспринял у своих учителей, а впоследствии передал многочисленным ученикам. Еще в 1937 году живописец был приглашен И.Э. Грабарем в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова «для укрепления школы рисунка», где преподавал до конца жизни.
В 1961–1963 годах Д.К. Мочальский, единственный беспартийный среди секретарей Союза художников СССР, возглавлял Московский Союз Художников. При его активном содействии была организована памятная, скандально известная выставка «30 лет МОСХ» в Манеже. Считается, что именно Д.К. Мочальский показывал Н.С. Хрущеву ее экспозицию. На него первого и обрушился гнев генерального секретаря.
Картина «Подвиг 28 героев-панфиловцев» 1942 г. была передана из Государственной Третьяковской галереи в фонды Симферопольского художественного музея по акту ПП №3 от 6.04.1952 г., наряду с такими произведениями, как «Морской вид с островом» И.К. Айвазовского, «Этюд. Академическая натурщица» И.Е. Репина, «Болото. Этюд» И.И. Левитана, «Портрет сына» В.И. Мухиной и др.
В данной статье не рассматривается вопрос истинности исторических событий обороны Москвы 1941 года, обсуждающийся в литературе последних лет. Художественная трактовка образа панфиловцев предпринималась в военное и послевоенное время многими живописцами, среди которых Е.И. Комаров, В.М. Панфилов и прочими.
Искусствовед Е.В. Зайцев, говоря о картине Д.К. Мочальского, отмечает, что она «по своим идейно-эстетическим достоинствам стоит в ряду наиболее заметных работ о Великой Отечественной войне» [3, с. 44]. «Сюжет ее довольно конкретен, достаточно насыщен и хорошо продуман. На первом плане — бруствер окопа. Многие отважные герои пали. Другие — даже раненые — сдерживают атаки вражеских танков. Несколько бронированных чудовищ уже пылают. Бутылками и связками гранат действуют отважные панфиловцы. Один раненый боец обвязался гранатами и ринулся под танк, другой выбирается из окопа, чтобы поддержать товарища. Фашисты ведут по горстке смельчаков испепеляющий огонь. Земля и небо, танки и противотанковые ружья, живые и мертвые — все смешалось в трагическом кровавом круговороте. Картина правдиво показывает борьбу отважных солдат с армией вражеских танков, необоримую стойкость советских воинов, о которую разбились многократные яростные атаки врага. Автор уделяет внимание не столько изображению события, сколько стремится передать общее впечатление, динамику неравного боя, внутреннюю сплоченность солдат, индивидуализирует их характеры. Лавина немецких танков, темной тучей выползающих из-за горизонта, усиливает трагическое напряжение сражения.
Широкий свободный мазок, драматическое колористическое решение, динамичный ритм композиции позволили автору правдиво воссоздать обобщенный образ суровой военной действительности, художественно убедительно рассказать о беспримерном мужестве народа» [Там же].
Художественное наследие Д.К. Мочальского хранится в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, многих музеях России и СНГ, а также в ряде частных коллекций.
В картине «Подвиг 28 панфиловцев» автор принципиально избегает ложного пафоса и помпезных трактовок, принятых в официальном искусстве. Это произведение по праву считается одним из лучших военных полотен в собрании Симферопольского художественного музея.
Список литературы:
1. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Вавилов С.И. 2е изд. Т.4. — М.,1950. — 644 с.
2. Выставки советского изобразительного искусства: справочник. — Т. 3: 1941 — 1947 гг. — М.: Советский художник, 1973. — 544 с.
3. Зайцев Е.В. Художественная летопись Великой Отечественной: Графика. Живопись. Скульптура. Театрально-декорационное искусство. Народное искусство / ред. Р. В. Тимофеева. — М.: Искусство, 1986. — 496 с. : ил.