Константин Коровин родился в Москве, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова.
В русской живописи Константин Коровин был одним из первых представителей импрессионизма, работал в различных жанрах – портрет, пейзаж, натюрморт. Как театральный декоратор работал в Большом театре в Москве, Мариинском театре в Санкт-Петербурге, Ла Скала в Милане.
Советский искусствовед Дора Зиновьевна Коган отмечала: «Коровин является наиболее ярким и последовательным представителем импрессионизма в России. Многое роднит его с европейскими импрессионистами: и протест против салонно-академического и буржуазно-мещанского искусства, и стремление к освобождению живописи от всякой условности, к ее обостренной чувственности, к непосредственности живописного восприятия и истолкования натуры Произведения Коровина породила в первую очередь русская национальная культура, и они являются ее неотъемлемой частью» [Коган Д.З. Константин Коровин. - М.: Искусство, 1964. - С.284]
В 1906 г. Константин Коровин пишет известное полотно «Париж. Бульвар Капуцинок». В серии парижских пейзажей «художник проявил себя как поэт города в его современном обличье и с его современной жизнью обыкновенного человека. Ни исторических, ни художественных достопримечательностей Парижа он не изображал, как не изображал и фешенебельного Парижа, а неизменно передавал впечатления от повседневной жизни, писал тихие улочки и небогатые кварталы в разное время суток: и ранним утром, когда над городом еще стоит свежая утренняя дымка, и тогда, кода солнце уже взошло, писал и в вечерние часы в освещении огней. Цвет на его парижских пейзажах утрачивает свою вещественность и воспринимается как поток вибрирующих, броских мазков» [История русского искусства: В 2–х томах. Т.2, кн.2. Учебник/ Науч. – исслед. ин–т теории и истории изобраз. искусств ордена Ленина Акад. художеств СССР. – 2–е изд. Перераб. – М.: Изобраз. искусство, 1980. – С.46.]
Этюд "Городской пейзаж". СХМ
ВИДЕО: Парижские этюды Коровина на выставке "Русский импрессионизм"
Картина «Париж. Бульвар Капуцинок» наполнена светом, центр широкого бульвара, заполненного людьми, освещен фонарями, свет рекламных огней и витрин мерцает в сумеречной дымке пушистых крон деревьев, яркими огоньками горят освещенные окошки высоких домов. Небо теряет густую темноту и кажется, что ночные сумерки отступают перед этим праздничным буйством разноцветных огней, сияющих желтыми, розовыми, зелеными цветами. Говорили, что для большей красочности Коровин специально покупал для ночных пейзажей очень дорогие краски шведской фабрики Блекса, отличающиеся отменным качеством, яркостью, были по выражению самого художника «настоящими павлинами».
В коллекции музея представлен этюд к этому полотну «Городской пейзаж».
Русское искусство начала XX в. охватывает не только привычные нам жанры - портреты и пейзажи, но и область театральных костюмов и декораций. В это время создается принципиально новый театр, где соединяются артистическая игра и балет, оперное искусство и живопись, а над художественным оформлением работает, чаще всего, один художник.
Константин создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля. Работая почти четверть века в Большом театре, художник оформил свыше пятидесяти опер и балетов: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Садко», «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Чайковского, «Хованщина» Мусоргского, «Дон Кихот» Минкуса, «Раймонда» Глазунова, «Саламбо» Арендса.
Константин Коровин выстроил и воплотил принципиально новую для Большого театра роль художника-соавтора спектакля. Врожденная музыкальность позволяла Коровину соотнести особенности звучания, ритма: «Краски, аккорды цветов, форм — эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы».
В коллекции музея представлен эскиз декораций к постановке оперы «Садко», созданный Константином Коровиным в 1906 г. В основу сюжета легли новгородские былины о Садко-Богатом госте, и художнику удалось передать в звучной цветовой гамме сказочную атмосферу русской старины.
Продолжением театральной темы в творчестве Константина Коровина служит рисунок «Эскиз декораций» 1917 г. в коллекции нашего музея.
В 1910 году Константин Коровин приобрел участок у моря в Гурзуфе, построил дачу, названную художником «Саламбо» [балет по одноименному роману Г. Флобера в Большом театре, над оформлением которого работал Коровин], здесь художник много и плодотворно работал, его гостями в разные годы были И.Е. Репин, В.И. Суриков, Ф.И. Шаляпин, А.М. Горький, А.И. Куприн и другие представители культуры России.
Константин Коровин продолжительное время проживал на даче в Гурзуфе в период 1914 – 1917 гг. В этот период художником написана целая серия портретов, натюрмортов, пейзажей, созданных на открытом воздухе, передающая крымское солнце и свежесть красок крымского лета.
В 1923 году Константин Коровин эмигрировал во Францию, умер в Париже в 1939 году.