Русское изобразительное искусство середины XIX столетия традиционно связывается с академическими кругами, которым должно было противопоставить себя поколение «передвижников». В то же время, одну из интереснейших страниц отечественного искусства открывают работы провинциальных художников, переосмысливших традиции парсунного письма. В противоположность барочному искусству Европы, русский портрет, процветавший в уездных губерниях, долгое время не мог отойти от условной манеры изображения. Об этом свидетельствуют статичность поз, некоторый иконописный схематизм и подчеркнутое внимание художников к орнаменту. Два портрета тверских купчих из коллекции Третьяковской галереи, атрибутированные серединой XIX в., демонстрируют сочетание архаических черт с жизненной достоверностью деталей, сухую манеру письма со стремлением передать портретное сходство и нрав женщин. Верно переданы художником богатое золотое шитье кичек, обилие жемчуга, тонкие узоры на рукавах сорочки, искусная резьба на спинке дивана – стилистически портреты стоят ближе к рокайльному стилю, чем к русской парсуне.
Вторая половина XIX в. была отмечена расцветом русского изобразительного искусства. В качестве основного направления в искусстве утверждается реализм, противопоставленный молодыми художниками академизму. В 1863 г. группа выпускников Академии художеств во главе с И.Н. Крамским отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула Академию. В 1872 г. петербургской и московской артелями было сформировано «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.

Помимо рисовальной школы, Фёдор Емельянович организовал в родной Самаре кружок из местных художников. Квартира художника становится центром общения самарской интеллигенции, в первую очередь из художественной среды.Среди знакомых Фёдора Бурова в этот период можно назвать и В. И. Ленина, который иногда заходил в мастерскую, так как она находилась как раз возле здания городского суда, где он работал.

Изображенный на портрете философ Гиляров-Платонов явился автором «Онтологии Гегеля» и других историко-философских работ, связанных с темой европейского рационализма, а также трудов по экономике и лингвистике. На портрете Колесова философ, претерпевший немало гонений, предстает исполненным внутреннего достоинства и нерушимой уверенности в своих убеждениях.

Ярошенко – один из крупных мастеров психологического портрета, о чем можно судить по его картине «Портрет старика» 1892 г. Большинство его произведений такого плана, подобно портретам Крамского, написано на нейтральном фоне, без всяких аксессуаров; все внимание художника устремлено на изображение лица и рук, помогающих полнее раскрыть характер портретируемого. По воспоминаниям жены художника, он «не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально не был обеспечен» 1.
При бесспорном индивидуальном своеобразии каждого из названных нами художников всех их роднит одно общее, непременное свойство. Это святая верность жизненной правде, бережное отношение к натуре, стремление сочетать глубоко личное ее восприятие с необходимой объективностью ее художественной интерпретации, желание изобразить портретируемого «именно таким, каков он есть» 2.

Репин был любимым профессором в реорганизованной в конце XIX века Академии Художеств, много и талантливо писал об искусстве. «Этюд натурщицы», написанный художником без предварительной прорисовки композиции, поражает точностью передачи обнаженного человеческого тела, фактуры фона.

1 История русского искусства: Учебник / Ин–т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина ордена Ленина Акад. художеств СССР; Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1987. –С. 122–123
2 Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. – М.: Изобраз. Искусство, 1986. – 328 с., ил. – С. 199.
3 История русского искусства: Учебник / Ин–т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина ордена Ленина Акад. художеств СССР; Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1987. – С.123–124; С.127.