Бакст Л.С. Портрет А. Н. Бенуа. 1898
Государственный Русский музей
Государственный Русский музей
3 мая (21 апреля по старому стилю) исполняется 150 лет со дня рождения Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) - выдающегося живописца, графика, театрального художника, издателя, литератора, яркого представителя русского модерна.
А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной).
Фамильный склеп в парке
В старом парке
Симферопольский художественный музей
В старом парке
Симферопольский художественный музей
Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре явились фундаментом его художественного образования. В 1893 А.Н. Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В собрании Симферопольского художественного музея хранятся акварели А.Н. Бенуа «Фамильный склеп в парке» и «В старом парке», датирующиеся концом XIX в.
В 1897-1898 годах, по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником. В автобиографии «Мои воспоминания» Бенуа описывает свое знакомство с Версалем:
«В Петербурге мне казалось, что и Версаль я отлично знаю и, отправляясь туда, я был уверен, что ничего совершенно для себя неожиданного я там не найду. Однако и тут вышло совсем иначе. Именно таким, каким Версаль предстал тогда, я никак не думал его увидать. Я не думал, что он до того грандиозен и в то же время исполнен какой-то чудесной меланхолии... Что-то даже грозное и трагическое почудилось мне как в самом дворце, так и в садах в тот мрачный ноябрьский вечер... Почему-то я сразу перенесся в последние годы царствования Людовика XIV. Я чуть не расплакался, когда под самый конец этого нашего первого посещения Версаля лучи заходящего солнца на минуту прорвали густую пелену туч и оранжевым пламенем засияли бесчисленные окна дворца».
Бенуа А.Н. Прогулка короля. 1906
Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея
На рубеже XIX-XX веков А.Н.Бенуа вновь возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовывает объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем.
Оранжерея Версаля. 1906
Симферопольский художественный музей
Симферопольский художественный музей
К наиболее интересным произведениям рубежа XIX-XX вв. в коллекции музея относится этюд маслом из второй версальской серии «Оранжерея Версаля» (1906). Наш этюд к картине «Оранжерея» 1906 года, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее, принадлежит второму версальскому циклу Бенуа.
Оранжерея — здание, построенное в Версальском парке в 1684–1686 гг. архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром. Строение состоит из трех галерей, окружающих цветочный партер, на котором расставляют 1200 пальм, гранатовых и апельсиновых деревьев, которые убирают зимой.
Преобладание пейзажей в «Версальской серии» А.Н. Бенуа легко объяснить: в них художник изображает не столько архитектурный ансамбль времён французского абсолютизма, сколько «свой Версаль», страну поэтических воспоминаний и романтических странствий, в которой царствуют не люди, не владыки, а вечная красота природы и искусства. «Оранжерея Версаля» дышит спокойствием, приглушенные тона пейзажа подчеркивают общее настроение величественной безмятежности.
После революции 1917 г. А.Н.Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.
Бенуа А.Н. Эскиз декорации «Сады Армиды»
к балету Н.Н.Черепнина «Павильон Армиды». 1903
к балету Н.Н.Черепнина «Павильон Армиды». 1903
В эти же годы А.Н. Бенуа принимал участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже. Художник оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе А.Н. Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". А.Н. Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям. Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911).
С 1926 года и до самой смерти А.Н. Бенуа жил в Париже.
А. Кугушева