Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (25)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

140 лет со дня рождения К.Ф. Юона

24 октября исполнилось 140 лет со дня рождения художника Константина Федоровича Юона (1875-1958)

Художник Юон Константин Федорович родился в 1875 году 12 октября в городе Москве. Отец был директором компании по страхованию имущества, мать занималась музыкой.

Судьба всячески благоволила К. Ф. Юону. В 17 лет он поступил в Московский университет живописи, ваяния и зодчества, где занимался у К. А. Савицкого, Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, В. А. Серова. Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе.

Впоследствии его картины были всегда желанны и на выставках передвижников, и на выставках «Мира искусства» и СРХ (членом которого он был). О нем писали ведущие критики и искусствоведы его времени — А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь, П. П. Муратов, потом А М. Эфрос, Д. Е. Аркин... Он и сам выступал как искусствовед с работами о творчестве русских художников, о технике живописи, о художественном воспитании.
Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь, заслужив великую признательность своих учеников, среди которых были В. И. Мухина, скульптор-анималист В. А. Ватагин и др.

Константин Федорович создал работы в самых различных сферах искусства. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. Как и другие мастера СРХ, Юон усвоил некоторые принципы французских импрессионистов, не порывая при этом с традициями русского реализма второй половины XIX в., то есть не «растворяя» форму предметов в среде. Подобно А. П. Рябушкину и Б. М. Кустодиеву, он любил русскую старину, ее декоративность и красочность.
К. Юона часто сравнивают с А. Рябушкиным и Б. Кустодиевым, в его полотнах также пронзительно сквозит чувство любви к русской старине. Когда-то в молодости при нем реставраторы начали очищать иконы и вдруг засияли необыкновенные краски. Этот момент навсегда остался в памяти Юона и во многом повлияет на его манеры письма.

Художник безмерно любил проявление всего красивого как в природе так и в жизни. Возможно, его чувство и понимание способствовало тому, что его картины были безупречны, показывающие настроение, вот вам ярко светит солнце, сверкает только что выпавший на землю снег, яркие наряды женщин, русские древние архитектурные памятники («Троицкая лавра зимой», «Весенний солнечный день», обе 1910; «Мартовское солнце», 1915).

**
В постоянной экспозиции музея находятся три работы К.Ф. Юона: полотна «У берега Пскова» 1904 г. и «Августовский вечер. Лигачёво» 1922 г. и гуашь «Комната Коркуновых. Эскиз декораций» 1915 г. Пейзажи наполнены покоем и умиротворением простой природы. Лирическая прелесть теплого летнего «Августовского вечера» подчеркивается семейной сценкой за столом, освещенным желтым огоньком лампы.
Эскиз декораций, по стилистике близкий к искусству модерна, отличается особой интимностью и эскизным исполнением.

140 лет со дня рождения К.Ф. Юона140 лет со дня рождения К.Ф. Юона140 лет со дня рождения К.Ф. Юона