13 декабря исполняется 170 лет со дня рождения русского живописца Николая Александровича Ярошенко (1846-1898)
Художник родился в Полтаве в семье военного. Вслед за отцом-военным, он готовился к военной карьере, несмотря на рано обнаружившие себя художественные способности. В 1863 году он поступил в Михайловское артиллерийское училище, одновременно став вольнослушателем в Академии Художеств. Н.А. Ярошенко находился на военной службе до 1892 г. и вышел в отставку в звании генерал-майора, но делом всей его жизни было искусство.
Еще до вступления Ярошенко в Товарищество художественных передвижных выставок в его петербургской квартире проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», собиравшие представителей прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: В.М. Гаршин, Г.И.Успенский, В.Г. Короленко, художники И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, В.М. Максимов, ученые Д.И.Менделеев, И.П. Павлов.
Прогрессивные художественные взгляды, чуткая гражданская совесть помогли Ярошенко на протяжении лучшей поры его творчества, в семидесятые и восьмидесятые годы, отразить в своих произведениях важнейшие животрепещущие явления современности. «Совесть передвижников» — называли Ярошенко его современники.
Свои первые самостоятельные произведения Ярошенко продемонстрировал на IV передвижной выставке 1875 года — картину «Невский проспект ночью», два этюда и карандашный портрет.
«Невский проспект ночью» сразу привлек к себе внимание зрителей. Необычен был уже сам сюжет картины — жизнь «дна» большого города. Ярошенко говорил об этой работе: «Картина имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно, моросит дождь, словом, такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит». К сожалению, картина погибла во время Великой Отечественной войны.
Подлинным триумфом Ярошенко стала VI передвижная выставка 1878 года. Здесь были показаны несколько портретов и две картины — «Кочегар» и «Заключенный».
Под влиянием «Кочегара» у писателя В.М. Гаршина возник замысел рассказа «Художники». Героя его — художник Рябинин — увидел на заводе каторжный труд «глухаря»-рабочего, внутри огромного котла подпиравшего заклепку, по которой снаружи ударял клепальщик. Потрясенный этим, художник запечатлел на полотне образ глухаря, полный огромного драматизма».
Картина «Заключенный» имела выраженный политический подтекст. Известно, что в качестве модели выступил писатель и друг Ярошенко Г.И. Успенский (в Русском музее хранится рисунок Ярошенко, изображающий Успенского в профиль).
В.В. Стасов в статье, посвященной VI передвижной выставке, отметил именно эту работу: «Теперь нужно, кроме красок и изящных линий, что-то такое, что поглубже бы хватало и что проводило бы по душе царапину посильнее прежнего. И вот таким-то нынешним требованиям удовлетворяет новая картина г. Ярошенки «Заключенный».
До наших дней не сохранилось полотно «У Литовского замка». Оно известно лишь по описаниям и многочисленным эскизам картины. В каждом изображена одиноко стоящая девушка со взглядом, устремленным на стены царской тюрьмы. Особенно выразительно лицо героини в рисунке, принадлежащем Государственному Русскому музею. Современники видели в героине картины портрет Веры Засулич.
Летом 1877 года по распоряжению петербургского градоначальника Трепова избили одного из политических заключенных Боголюбова-Емельянова, за то, что тот не снял перед ним шапку. Приказ Ф.Ф. Трепова о наказании розгами являлся прямым нарушением закона о запрете телесных наказаний от 17 апреля 1863 года и вызвал широкое возмущение в российском обществе. Этот поступок и стал мотивом покушения. Засулич, под видом просительницы, явилась к Трепову и выстрелом в упор ранила его. «Я решилась хоть ценою собственной гибели доказать, что нельзя быть уверенным в безнаказанности, так ругаясь над человеческой личностью…» — говорила Засулич в суде.
Картина, начатая, вероятно, в 1878 г., была окончена к 1881 и появилась на IX передвижной выставке (открытой 1 марта, в день убийства императора Александра II). Политическое содержание картины вызвало резко отрицательное отношение в официальных кругах. Она была снята с выставки, исключена из каталога, а автор ее подвергся домашнему аресту.
Особое место в творчестве Ярошенко занимают образы учащейся молодежи. Недаром Стасов называл его «по преимуществу портретистом современного молодого поколения, которого натуру, жизнь и характер он глубоко понимает, схватывает и передает»; не случайно Ярошенко так любило революционно настроенное студенчество, считавшее его своим художником. Широко известные картины Ярошенко — «Студент», «Курсистка» — дают исторически правдивые социально-типические образы молодого человека 80-х годов прошлого столетия.
Г.И. Успенский писал, что в образе «Курсистки» автору удалось передать зрителю «самое главное», «девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли».
И это присутствие «человеческой мысли» «сразу освещало, осмысливало и шапочку, и плед, и книжку и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий».
Подлинный расцвет портретного творчества Ярошенко приходится на 1880-е годы. В этот период им созданы портреты Г.И. Успенского (1884), П.А. Стрепетовой (1884), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1886), Д.И. Менделеева (1886), А.Н. Плещеева (1887) и других.
В конце 1880-х годов изменяется содержание картин Ярошенко: вместо восхищения подвигом — раздумье над судьбами людей. Все это с наибольшей силой выражено в картине 1888 года «Всюду жизнь».
Небольшой эпизод из тусклых арестантских будней… На железнодорожной станции к вагону с заключенными слетались птицы. Заметив их, маленький мальчик сквозь решетку бросает крошки хлеба. У окна собрались и другие арестанты. В сдержанно-скорбной гамме трагически звучит цвет черного платка матери — самое темное пятно в окне. В этом колористическом центре полотна, в образах матери и ребенка с наибольшей силой выражена главная гуманистическая суть картины.
«Всюду жизнь» — последняя значительная по социальной теме картина Ярошенко.
В его творчестве появляются чисто жанровые, узко личные сюжеты, то немного сентиментальные («На качелях» 1888, «Мечтатель» 1892), то печальные и даже трагические («Проводил» 1891, «Похороны первенца» 1893).
В это время написана картина «Портрет старика» 1892 г. Все внимание художника сосредоточено на задумчивом лице старика-пастуха, сидящего под палящим солнцем, на выжженной крестьянской одежде землистого цвета, на натруженных мозолистых руках, сжимающих посох. Тяжелый взгляд из-под косматых бровей, согбенная спина передают ощущение усталости.
В восьмидесятые и девяностые годы Ярошенко все больше и больше занимался пейзажной живописью. На Кавказе, в Кисловодске он приобрел дачу, здесь же больной Ярошенко провел последние годы жизни.
В конце жизни художник нашел тему, которая могла стать переломной в его творчестве: жизнь горнорабочих Урала. В 1897 году он ездил в те края, работал над этюдами, но воплотить серию в жизнь не успел. Художник скончался 25 июня 1898 года.
Список литературы:
Прытков В.А. Н. Ярошенко: серия «Русская графика». - М.: Издательство ГСИИ им. А.С. Пушкина, 1949. - 40 с., ил.
Верещагина А.Г. Николай Александрович Ярошенко. - Л.: Художник РСФСР, 1967. - 54 с., ил.
Прытков В. Н.А. Ярошенко. - М.: Изд. Третьяковской галереи, 1950. - 78 с., илл.
Прытков В. Николай Александрович Ярошенко. - М.: Искусство, 1960. - 320 с., 97 табл. илл.