Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

Художник-гражданин

Художник-гражданин

13 декабря исполняется 170 лет со дня рождения русского живописца Николая Александровича Ярошенко (1846-1898)

Художник родился в Полтаве в семье военного. Вслед за отцом-военным, он готовился к военной карьере, несмотря на рано обнаружившие себя художественные способности. В 1863 году он поступил в Михайловское артиллерийское училище, одновременно став вольнослушателем в Академии Художеств. Н.А. Ярошенко находился на военной службе до 1892 г. и вышел в отставку в звании генерал-майора, но делом всей его жизни было искусство.

Еще до вступления Ярошенко в Товарищество художественных передвижных выставок в его петербургской квартире проходили знаменитые «Ярошенковские  субботы», собиравшие представителей прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые  писатели: В.М. Гаршин, Г.И.Успенский, В.Г. Короленко, художники И.Е. Репин, А.И. Куинджи,  В.Д. Поленов,  В.М. Максимов, ученые Д.И.Менделеев, И.П. Павлов.

Прогрессивные художественные взгляды, чуткая гражданская совесть помогли Ярошенко на протяжении лучшей поры его творчества, в семидесятые и восьмидесятые годы, отразить в своих произведениях важнейшие животрепещущие явления современности. «Совесть передвижников» — называли Ярошенко его современники.

Свои первые самостоятельные произведения Ярошенко продемонстрировал на IV передвижной выставке 1875 года — картину «Невский проспект ночью», два этюда и карандашный портрет.
«Невский проспект ночью» сразу привлек к себе внимание зрителей. Необычен был уже сам сюжет картины — жизнь «дна» большого города. Ярошенко говорил об этой работе: «Картина имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно, моросит дождь, словом, такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит». К сожалению, картина погибла во время Великой Отечественной войны.

Художник-гражданинХудожник-гражданин


Подлинным триумфом Ярошенко стала VI передвижная выставка 1878 года. Здесь были показаны несколько портретов и две картины — «Кочегар» и «Заключенный».
Под влиянием «Кочегара» у писателя В.М. Гаршина возник замысел рассказа «Художники». Героя его — художник Рябинин — увидел на заводе каторжный труд «глухаря»-рабочего, внутри огромного котла подпиравшего заклепку, по которой снаружи ударял клепальщик. Потрясенный этим, художник запечатлел на полотне образ глухаря, полный огромного драматизма».
Картина «Заключенный» имела выраженный политический подтекст. Известно, что в качестве модели выступил писатель и друг Ярошенко Г.И. Успенский (в Русском музее хранится рисунок Ярошенко, изображающий Успенского в профиль).

В.В. Стасов в статье, посвященной VI передвижной выставке, отметил именно эту работу: «Теперь нужно, кроме красок и изящных линий, что-то такое, что поглубже бы хватало и что проводило бы по душе царапину посильнее прежнего. И вот таким-то нынешним требованиям удовлетворяет новая картина г. Ярошенки «Заключенный».

Художник-гражданинХудожник-гражданин

До наших дней не сохранилось полотно «У Литовского замка». Оно известно лишь по описаниям и многочисленным эскизам картины. В каждом изображена одиноко стоящая девушка со взглядом, устремленным на стены царской тюрьмы. Особенно выразительно лицо героини в рисунке, принадлежащем Государственному Русскому музею. Современники видели в героине картины портрет Веры Засулич.
Летом 1877 года по распоряжению петербургского градоначальника Трепова избили одного из политических заключенных Боголюбова-Емельянова, за то, что тот не снял перед ним шапку. Приказ Ф.Ф. Трепова о наказании розгами являлся прямым нарушением закона о запрете телесных наказаний от 17 апреля 1863 года и вызвал широкое возмущение в российском обществе. Этот поступок и стал мотивом покушения. Засулич, под видом просительницы, явилась к Трепову и выстрелом в упор ранила его. «Я решилась хоть ценою собственной гибели доказать, что нельзя быть уверенным в безнаказанности, так ругаясь над человеческой личностью…» — говорила Засулич в суде.
Картина, начатая, вероятно, в 1878 г., была окончена к 1881 и появилась на IX передвижной выставке (открытой 1 марта, в день убийства императора Александра II). Политическое содержание картины вызвало резко отрицательное отношение в официальных кругах. Она была снята с выставки, исключена из каталога, а автор ее подвергся домашнему аресту.

Художник-гражданинХудожник-гражданин


Особое место в творчестве Ярошенко занимают образы учащейся молодежи. Недаром Стасов называл его «по преимуществу портретистом современного молодого поколения, которого натуру, жизнь и характер он глубоко понимает, схватывает и передает»; не случайно Ярошенко так любило революционно настроенное студенчество, считавшее его своим художником. Широко известные картины Ярошенко — «Студент», «Курсистка» — дают исторически правдивые социально-типические образы молодого человека 80-х годов прошлого столетия.
Г.И. Успенский писал, что в образе «Курсистки» автору удалось передать зрителю «самое главное», «девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли».
И это присутствие «человеческой мысли» «сразу освещало, осмысливало и шапочку, и плед, и книжку и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий».

Художник-гражданинХудожник-гражданин


Подлинный расцвет портретного творчества Ярошенко приходится на 1880-е годы. В этот период им созданы портреты Г.И. Успенского (1884), П.А. Стрепетовой (1884), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1886), Д.И. Менделеева (1886), А.Н. Плещеева (1887) и других.

Художник-гражданин


В конце 1880-х годов изменяется содержание картин Ярошенко: вместо восхищения подвигом — раздумье над судьбами людей. Все это с наибольшей силой выражено в картине 1888 года «Всюду жизнь».
Небольшой эпизод из тусклых арестантских будней… На железнодорожной станции к вагону с заключенными слетались птицы. Заметив их, маленький мальчик сквозь решетку бросает крошки хлеба. У окна собрались и другие арестанты. В сдержанно-скорбной гамме трагически звучит цвет черного платка матери — самое темное пятно в окне. В этом колористическом центре полотна, в образах матери и ребенка с наибольшей силой выражена главная гуманистическая суть картины.
«Всюду жизнь» — последняя значительная по социальной теме картина Ярошенко.
В его творчестве появляются чисто жанровые, узко личные сюжеты, то немного сентиментальные («На качелях» 1888, «Мечтатель» 1892), то печальные и даже трагические («Проводил» 1891, «Похороны первенца» 1893).

Художник-гражданин

В это время написана картина «Портрет старика» 1892 г. Все внимание художника сосредоточено на задумчивом лице старика-пастуха, сидящего под палящим солнцем, на выжженной крестьянской одежде землистого цвета, на натруженных мозолистых руках, сжимающих посох. Тяжелый взгляд из-под косматых бровей, согбенная спина передают ощущение усталости.

В восьмидесятые и девяностые годы Ярошенко все больше и больше занимался пейзажной живописью. На Кавказе, в Кисловодске он приобрел дачу, здесь же больной Ярошенко провел последние годы жизни.
В конце жизни художник нашел тему, которая могла стать переломной в его творчестве: жизнь горнорабочих Урала. В 1897 году он ездил в те края, работал над этюдами, но воплотить серию в жизнь не успел. Художник скончался 25 июня 1898 года.


Список литературы:
Прытков В.А. Н. Ярошенко: серия «Русская графика». - М.: Издательство ГСИИ им. А.С. Пушкина, 1949. - 40 с., ил.
Верещагина А.Г. Николай Александрович Ярошенко. - Л.: Художник РСФСР, 1967. - 54 с., ил.
Прытков В. Н.А. Ярошенко. - М.: Изд. Третьяковской галереи, 1950. - 78 с., илл.
Прытков В. Николай Александрович Ярошенко. - М.: Искусство, 1960. - 320 с., 97 табл. илл.