7 февраля исполняется 170 лет со дня рождения живописца В.Е.Маковского (1846-1920).
Владимир Егорович Маковский (1846-1920) родился в семье Е. И. Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Еще мальчиком Владимир занимался живописью под руководством В. А. Тропинина. В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был С.К. Зарянко.
Будущий художник постоянно пребывал в творческой атмосфере, в отцовском доме регулярно бывали люди близкие к искусству: писатель Н. Гоголь, актер М. Щепкин, композитор М. Глинка. Проводились литературные, и даже рисовальные вечера. Также у Маковских постоянно играла музыка. Более того будущий живописец унаследовал прекрасный голос, благодаря чему он много пел. Помимо этого, он научился игре на скрипке и гитаре. Подобная культурная атмосфера очень положительно отразилась на развитии будущего живописца.
В пятнадцать лет он поступает в Московское училище живописи, зодчества и ваяния, которое сыграло важную роль в воспитании художественного вкуса. Первые три года после окончания он занят картиной на соискание золотой медали в АХ. За картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» Советом Академии присуждена золотая медаль за экспрессию.
В 1870 В.Е. Маковский выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников». Маковский был бессменным членом Товарищества и выставлялся с 1872 по 1918 гг., показав зрителям около 500 произведений. Обычно он писал небольшие по размерам произведения, посвящая их часто непримечательным сюжетам, в которые вкладывал значительное идейное содержание. В его картинах видны и любовь к бытовым деталям и умение интересно и ясно развить действие, показать психологию героев. Маковский был знатоком русского народного быта, особенно жизни городской бедноты. Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям стал лейтмотивом произведений художника. Постепенно юмористическая окраска картин Маковского изменяется, в них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорбленных.
О его творчестве в 1870-е годы пишет искусствовед Г.А. Друженкова: «Важное место в эволюции творчества художника занимает картина «В приемной у доктора» 1870 г. Показанная впервые публике на академической выставке, она заставила говорить о себе всю передовую критику. Оригинально решение сюжета: не событие, не действие объединяет собравшихся здесь, а томительное ожидание в приемной преуспевающего доктора. Смело, остро показаны образы различных по положению, очень типичных для своего времени людей». [Друженкова Г.А. Владимир Маковский, с.22].
Известный критик В.В. Стасов так отзывался об этом произведении: «Владимир Маковский – один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали самые большие успехи…. Нынешняя его «Приемная доктора» - я надеюсь, все со мной согласятся – одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы». [Друженкова Г.А. Владимир Маковский, с.24].
Как естественный вывод из жизненных наблюдений явилась картина «Посещение бедных» (1874). За картиной прочно укрепилось ироническое название «Благотворительница». «Среди убогой, нищенской обстановки. По-видимому, отставного чиновника, появилась красивая, нарядно одетая дама. С волнением, угодливой почтительностью встречает ее хозяйка; пожилой, болезненного вида хозяин, торопясь, не попадая в рукава, натягивает за занавеской пиджак. Они многого ожидают от этого визита… Однако при первом взгляде на холодно-презрительное выражение лица благотворительницы становится ясной тщетность их надежд». [Друженкова Г.А. Владимир Маковский, C.39].
В постоянной экспозиции музея представлена картина В.Е. Маковского «Посещение госпиталя» 1877 г., со всей неприглядностью иллюстрирующая жизнь госпиталя в период очередной русско-турецкой войны. Характер произведения и общее решение композиции дополняют вышеназванные работы «В приемной у доктора» и «Посещение бедных». Раненые солдаты и их домашние испуганы приходом нежданных посетителей. Старушка-благотворительница в старомодном чепце и шали доверчиво слушает своего услужливого спутника в пенсне, - его лукавый взгляд и жест указывают на плутовство и намерение обмануть благодетелей. За ними следуют молоденькая медсестра в модном синем платье с турнюром, и благообразный чиновник в коричневой шинели, закативший глаза к небу – визит в грязную палату не приносит ему удовольствия. На дальнем плане слева можно разглядеть еще одну постель этого лазарета, где разворачивается еще одна сцена трагедии «маленького человека».
К концу 1870-х годов в сравнительно короткий срок В. Маковский из начинающего художника стал признанным всеми мастером. По мнению Стасова, он теперь «решительно может считаться первым московским художником».
С 1882 по 1894 В.Е. Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В это время он писал иконы для церкви и часовни в Борках. В 1892 году ему было присвоено звание профессора. Вплоть до 1894 года художник жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа-Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.
С 1894 по 1918 Владимир Егорович преподавал в Петербургской Академии художеств, куда он был приглашен на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов.
Литература:
Севастопольский художественный музей: Альбом / Авт.–сост. Р.И. Попова. – К.: Мистецтво, 1986. – 160 с.: ил., ил. 52; История русского искусства: Учебник / Ин–т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина ордена Ленина Акад. художеств СССР; Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1987. – С.121–122.
Друженкова Г.А. Владимир Маковский. – М.: Изд. Академии Художеств СССР, 1962. – 136 с.: ил.