Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

«Правда и искренность – самое главное во всех родах искусства»

«Правда и искренность – самое главное во всех родах искусства»

7 февраля исполняется 170 лет со дня рождения живописца В.Е.Маковского (1846-1920).

Владимир Егорович Маковский (1846-1920) родился в семье Е. И. Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Еще мальчиком Владимир занимался живописью под руководством В. А. Тропинина. В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был С.К. Зарянко.
Будущий художник постоянно пребывал в творческой атмосфере, в отцовском доме регулярно бывали люди близкие к искусству: писатель Н. Гоголь, актер М. Щепкин, композитор М. Глинка. Проводились литературные, и даже рисовальные вечера. Также у Маковских постоянно играла музыка. Более того будущий живописец унаследовал прекрасный голос, благодаря чему он много пел. Помимо этого, он научился игре на скрипке и гитаре. Подобная культурная атмосфера очень положительно отразилась на развитии будущего живописца.
В пятнадцать лет он поступает в Московское училище живописи, зодчества и ваяния, которое сыграло важную роль в воспитании художественного вкуса. Первые три года после окончания он занят картиной на соискание золотой медали в АХ. За картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» Советом Академии присуждена золотая медаль за экспрессию.
В 1870 В.Е. Маковский выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников». Маковский был бессменным членом Товарищества и выставлялся с 1872 по 1918 гг., показав зрителям около 500 произведений. Обычно он писал небольшие по размерам произведения, посвящая их часто непримечательным сюжетам, в которые вкладывал значительное идейное содержание. В его картинах видны и любовь к бытовым деталям и умение интересно и ясно развить действие, показать психологию героев. Маковский был знатоком русского народного быта, особенно жизни городской бедноты. Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям стал лейтмотивом произведений художника. Постепенно юмористическая окраска картин Маковского изменяется, в них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорбленных.
О его творчестве в 1870-е годы пишет искусствовед Г.А. Друженкова: «Важное место в эволюции творчества художника занимает картина «В приемной у доктора» 1870 г. Показанная впервые публике на академической выставке, она заставила говорить о себе всю передовую критику. Оригинально решение сюжета: не событие, не действие объединяет собравшихся здесь, а томительное ожидание в приемной преуспевающего доктора. Смело, остро показаны образы различных по положению, очень типичных для своего времени людей». [Друженкова Г.А. Владимир Маковский, с.22].
Известный критик В.В. Стасов так отзывался об этом произведении: «Владимир Маковский – один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали самые большие успехи…. Нынешняя его «Приемная доктора» - я надеюсь, все со мной согласятся – одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы». [Друженкова Г.А. Владимир Маковский, с.24].

Как естественный вывод из жизненных наблюдений явилась картина «Посещение бедных» (1874). За картиной прочно укрепилось ироническое название «Благотворительница». «Среди убогой, нищенской обстановки. По-видимому, отставного чиновника, появилась красивая, нарядно одетая дама. С волнением, угодливой почтительностью встречает ее хозяйка; пожилой, болезненного вида хозяин, торопясь, не попадая в рукава, натягивает за занавеской пиджак. Они многого ожидают от этого визита… Однако при первом взгляде на холодно-презрительное выражение лица благотворительницы становится ясной тщетность их надежд». [Друженкова Г.А. Владимир Маковский, C.39].

«Правда и искренность – самое главное во всех родах искусства»

В постоянной экспозиции музея представлена картина В.Е. Маковского «Посещение госпиталя» 1877 г., со всей неприглядностью иллюстрирующая жизнь госпиталя в период очередной русско-турецкой войны. Характер произведения и общее решение композиции дополняют вышеназванные работы «В приемной у доктора» и «Посещение бедных». Раненые солдаты и их домашние испуганы приходом нежданных посетителей. Старушка-благотворительница в старомодном чепце и шали доверчиво слушает своего услужливого спутника в пенсне, - его лукавый взгляд и жест указывают на плутовство и намерение обмануть благодетелей. За ними следуют молоденькая медсестра в модном синем платье с турнюром, и благообразный чиновник в коричневой шинели, закативший глаза к небу – визит в грязную палату не приносит ему удовольствия. На дальнем плане слева можно разглядеть еще одну постель этого лазарета, где разворачивается еще одна сцена трагедии «маленького человека».

«Правда и искренность – самое главное во всех родах искусства»«Правда и искренность – самое главное во всех родах искусства»

«Правда и искренность – самое главное во всех родах искусства»

К концу 1870-х годов в сравнительно короткий срок В. Маковский из начинающего художника стал признанным всеми мастером. По мнению Стасова, он теперь «решительно может считаться первым московским художником».
С 1882 по 1894 В.Е. Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В это время он писал иконы для церкви и часовни в Борках. В 1892 году ему было присвоено звание профессора. Вплоть до 1894 года художник жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа-Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.
С 1894 по 1918 Владимир Егорович преподавал в Петербургской Академии художеств, куда он был приглашен на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов.

Литература:
Севастопольский художественный музей: Альбом / Авт.–сост. Р.И. Попова. – К.: Мистецтво, 1986. – 160 с.: ил., ил. 52; История русского искусства: Учебник / Ин–т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина ордена Ленина Акад. художеств СССР; Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1987. – С.121–122.
Друженкова Г.А. Владимир Маковский. – М.: Изд. Академии Художеств СССР, 1962. – 136 с.: ил.