«Дорога наша сделалась живописна. Горы тянулись над нами».
А.С. Пушкин. Путешествие в Арзрум, 1829 г.
А.С. Пушкин. Путешествие в Арзрум, 1829 г.
Художественный образ Кавказа занимает особое место в русском искусстве XIX столетия. Путешествия по едва присоединённому к Российской империи краю, его необычайная природа стали темой множества путевых заметок и полотен многих русских художников.
Романтическим восхищением природой Кавказа наполнен величественный горный пейзаж Ильи Николаевича Занковского (1832-1919). В 1862-1863 годах в качестве вольноприходящего слушателя И.Н. Занковский посещал Академию Художеств в Петербурге, где приобрел базовые теоретические знания и навыки художественного творчества. По долгу службы в Тифлисе художник объездил почти все горные районы Кавказа, привозя из командировок эскизы будущих картин. Особенно И.Н. Занковский любил писать вечерние мотивы, сочетая теплые тона закатных лучей и холодные оттенки гор, погруженных в вечерние сумерки. В коллекции Симферопольского художественного музея представлен «Горный пейзаж», по стилю исполнения близкий к серии 1880-1890-х гг.
Основные темы и сюжеты произведений художника связаны с пейзажами Кавказа и сценами жизни горских народов. С 1886 г. и до конца своих дней И.Н. Занковский работал преподавателем в школе рисования и живописи при Кавказском обществе поощрения изящных искусств. Работы художника представлены во многих собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Дагестанском музее изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой, Кисловодском мемориальном музее художника Н.А. Ярошенко, Нижегородском государственном художественном музее, Одесском художественном музее, в частных коллекциях.
Не менее интересна серия пермского живописца Петра Петровича Верещагина (1836-1886), посвященная природе Кавказа и Закавказья. В историю искусств академик пейзажной живописи П.П. Верещагин вошел в качестве первого художника-пейзажиста Среднего Урала. Ученик своего отца, П.П. Верещагина и деда по матери, иконописца И.В. Бабина, он продолжил свое обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Большое влияние на его стиль оказали уроки С.М. Воробьева, известного пейзажного живописца, который много лет прожил в Италии.
В 1861 г. за этюд «На Волге» художник был удостоен малой серебряной медали, а в 1862 г. — большой серебряной медали за полотно «В Баку». Возможно, к этому периоду относится и «Горный пейзаж», представленный в постоянной экспозиции нашего музея. Острые гребни гор, их зеленые и заснеженные вершины образуют живописный фон ущелья, по которому течет, извиваясь, горная речушка. Старинная крепость над обрывом слева, стаффажные фигуры путников и одинокого всадника на первом плане, живая и сверкающая на солнце поверхность реки образуют причудливый контраст с величественным безмолвием гор.
В 1865 году П.П. Верещагин окончил Академию художеств со званием классного художника третьей степени за картину «Вид в Нижнем Новгороде». После окончания Академии художник работал преподавателем, был удостоен звания художника первой степени.