Творчество русских художников первой половины XIX в. находило отклик у европейских ценителей искусства. Одним из них был Александр Григорьевич Варнек (1782-1843). Жизнь и творчество известного художника-портретиста, которого современники называли «русским Ван-Дейком», были почти целиком связаны с одним городом - Петербургом и с одним учебно-художественным заведением - Петербургской Академией Художеств. Сын мебельного мастера, А.Г. Варнек поступил в академию художеств в 1795 и окончил ее в 1803 году. В Академии он занимался в классе портретной живописи под руководством С.С. Щукина. Получив Большую золотую медаль и вместе с ней право на пенсионерскую поездку, Варнек около пяти лет провел за границей.
В 1804 году, на средства Академии, Варнек отправляется в путешествие в Рим. Здесь он создаёт одну из первых своих серьезных работ – «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» (1804). Возможно, именно эта работа и натолкнула молодого художника на создание целой серии собственных автопортретов, в которых можно проследить не только его жизненный путь, но и творческое развитие и совершенствование.
Вернувшись на родину, в 1810 году получил звание академика и в том же году начал вести педагогическую работу в портретном классе. В 1831 году он стал профессором, а в 1834 – заслуженным профессором. Помимо портретов, Варнек создавал иногда произведения, близкие по своему содержанию к бытовому жанру.
До конца своих дней Варнек состоял в Совете Академии художеств. В залах Академии на ее периодических выставках демонстрировал свои картины, вызывавшие неизменный интерес знатоков и любителей живописи, порождавшие многочисленные отклики в прессе (в журналах "Сын Отечества", "Отечественные записки", в альманахе "Северные цветы" и других изданиях тех лет).
Талант, данный А. Варнеку при рождении и развитый годами упорной работы, позволял живописцу представить своих моделей в самом выигрышном свете, передать их личные качества и раскрыть душевный мир. От портретов, написанных рукой Варнека, веет теплотой, они приковывают к себе внимание зрителя, заставляют вглядываться в лица изображенных на них.
Современники ставили Варнека почти наравне с Кипренским, ценя в его портретах верную передачу натуры. В постоянной экспозиции музея представлены его произведения «Девочка с пуделем» и «Мужской портрет» (последний поступил из коллекции Государственного Русского музея в 1953 г.). От этих картин исходит особая прелесть, присущая юности. В кокетливом наклоне головы девушки, в простоте ее наряда и грациозном движении рук читаются новизна и свежесть романтического стиля. Благодаря обилию деталей картина приобретает жанровый и повествовательный характер. «Мужской портрет» отличается более строгим колоритом и смещением акцента от деталей к целостному образу.
Будучи внимательным физиономистом, хорошо чувствуя и передавая характер человека, его осанку, жест, мимику, художник раскрывает феномен индивидуальной личности, ее неповторимости. Его портреты отличаются большим стилистическим разнообразием, несхожестью манеры, что было присуще художникам романтического направления.
Литература
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. В 86 т. Т. 5А (10) –1892. – 4, 469-938, 2 с, 8 л. ил; История русского искусства в 2-х томах. – С.208.