Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда СХМ Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

Портрет Н.Б. Юсупова
26 октября 1750 года родился княз

Архив новостей

Октябрь 2021 (14)
Сентябрь 2021 (20)
Август 2021 (17)
Июль 2021 (21)
Июнь 2021 (22)
Май 2021 (30)

К 195-летию Ф.М. Достоевского

11 ноября 2016 г. исполняется 195 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского (1821-1881).

В Симферопольском художественном музее с 06 мая по 29 июня прошла передвижная выставка графики «Читая Достоевского», предоставленная Новгородским музеем-заповедником. Проект «Читая Достоевского» был создан в рамках Года литературы с целью знакомства широкого круга зрителей с большой коллекцией графических работ отечественных художников XX–XXI веков, по произведениям великого русского писателя.

Ф. М. Достоевский – один из самых читаемых в мире. Его называют также одним из самых загадочных русских классиков, пророком. Писатель 19 века, под его знаком прошёл 20 век, его произведения остаются актуальными и современными для нашей эпохи.
«Читайте Достоевского, любите Достоевского,- если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте по-русски его и по возможности только его...», - с таким призывом обращался русский поэт Серебряного века Иннокентий Анненский к своим современникам. И в наше время Достоевского «читают», «любят» и «бранят». Выходят новые издания его романов, новые экранизации его произведений.
К литературным образам Ф. М. Достоевского обращались художники с первых журнальных публикаций. И до настоящего времени мастеров разных направлений привлекают его литературные сочинения.

Связь Ф.М. Достоевского с русским художественным миром прослеживается уже в годы обучения в Петербургском военном инженерном училище. Здесь он знакомится с будущим художником круга «передвижников», К.А. Трутовским.
«Он был первым, кто посоветовал юноше заняться рисованием. Дружба и общение с Достоевским оказали большое влияние на формирование мировоззрений будущего художника, его литературных и художественных вкусов. В воспоминаниях о Ф.М. Достоевском художник вспоминает беседы, которые они вели о литературе и искусстве. Именно Достоевский пробудил у Трутовского глубокий интерес к творчеству классиков мировой литературы, обратив его внимание на Шекспира. Но лучше всего запомнилось художнику все то, что говорил будущий писатель о произведениях Гоголя. Достоевский, вспоминает Трутовский, «открыл мне глаза и пояснил всю ту глубину и значение его произведений».(Лашкул З.В. К.А. Трутовский: Жизнь и творчество. – К.: Научна думка, 1974. – 232 с., ил.)
Трутовскому принадлежит и первый портрет Ф.М. Достоевского, 1847 г., (бумага, итальянский карандаш).

Художественный образ писателя сложился еще при его жизни, во многом благодаря портрету кисти В.Г. Перова, написанному в 1872 году по заказу П.М. Третьякова («Федор Михайлович Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах». Под ред. д-ра филолог. наук В.С. Нечаевой. М.: Просвещение, 1972)
Из воспоминаний жены Ф.М. Достоевского А.Г. Сниткиной: «В эту же зиму П.М. Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В.Г.Перов. Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского". Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы "в себя смотрит", и уйдешь, ничего не сказав. (А.Г. Достоевская. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1971).
Позднее, в 1880 г. Л.Е. Дмитриев-Кавказский создает карандашный портрет писателя, точно передавая внешнее сходство.

К 195-летию Ф.М. Достоевского



Портрет Ф.М. Достоевского, хранящийся в фондах СХМ, был создан в 1929 г. выдающимся дореволюционным и советским иллюстратором Владимиром Андреевичем Фаворским (1886-1964). В гравюрах В.А. Фаворского к стихам С. Я. Маршака, рассказам Л. Н. Толстого, "Слову о полку Игореве", к книге Н. Кончаловской "Наша древняя столица" и другим произведениям отражены его основные художественные принципы. Творчество В.А Фаворского было связано с историческим опытом мировой художественной культуры, с эпохами расцвета графического и книжного искусства (Фаворский В.А. Избранные произведения. 2-е издание. Макет и художественная редакция Л.М. Штейнера. Репродукции с гравюр для офсета выполнены А.М. Поляк.- М.: Советский художник, 1961)

На ксилографии В.А. Фаворского образ писателя во многом перекликается в живописным портретом В.Г. Перова. В глубокой задумчивости Ф.М. Достоевский стоит перед краем стола со стопкой типографских гранок в руках — оттиск сочинения передан автору для последней правки. На нем темный двубортный сюртук. На столике возвышаются две свечи в подсвечниках и несколько книг, на стене — две иконки. В.А. Фаворский психологически тонко отобразил Достоевского-творца, запечатлев его взгляд, погруженный в себя.

« Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (Ф.М.Достоевский).