11 ноября 2021г. исполняется 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881).
Ф. М. Достоевский – один из самых читаемых писателей в мире. Его называют также одним из самых загадочных русских классиков, пророком. Под его знаком прошёл 20 век, его произведения остаются актуальными и современными для нашей эпохи.
«Читайте Достоевского, любите Достоевского,- если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте по-русски его и по возможности только его...», - с таким призывом обращался русский поэт Серебряного века Иннокентий Анненский к своим современникам. И в наше время Достоевского «читают», «любят» и «бранят». Выходят новые издания его романов, новые экранизации его произведений.
К литературным образам Ф. М. Достоевского обращались художники с первых журнальных публикаций. И до настоящего времени мастеров разных направлений привлекают его литературные сочинения.
Связь Ф.М. Достоевского с русским художественным миром прослеживается уже в годы обучения в Петербургском военном инженерном училище. Здесь он знакомится с будущим художником круга «передвижников», К.А. Трутовским.
«Он был первым, кто посоветовал юноше заняться рисованием. Дружба и общение с Достоевским оказали большое влияние на формирование мировоззрений будущего художника, его литературных и художественных вкусов. В воспоминаниях о Ф.М. Достоевском художник вспоминает беседы, которые они вели о литературе и искусстве. Именно Достоевский пробудил у Трутовского глубокий интерес к творчеству классиков мировой литературы, обратив его внимание на Шекспира. Но лучше всего запомнилось художнику все то, что говорил будущий писатель о произведениях Гоголя. Достоевский, вспоминает Трутовский, «открыл мне глаза и пояснил всю ту глубину и значение его произведений». (Лашкул З.В. К.А. Трутовский: Жизнь и творчество. – К.: Научна думка, 1974. – 232 с., ил.)
К.А. Трутовскому принадлежит и первый портрет Ф.М. Достоевского, 1847 г., (бумага, итальянский карандаш).
Художественный образ писателя сложился еще при его жизни, во многом благодаря портрету кисти В.Г. Перова, написанному в 1872 году по заказу П.М. Третьякова («Фёдор Михайлович Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах». Под ред. д-ра филолог. наук В.С. Нечаевой. М.: Просвещение, 1972).
Из воспоминаний жены Ф.М. Достоевского А.Г. Сниткиной: «В эту же зиму П.М. Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В.Г.Перов. Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Фёдора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Фёдор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского". Такое выражение я много раз примечала в лице Фёдора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы "в себя смотрит", и уйдешь, ничего не сказав. (А.Г. Достоевская. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1971).
Позднее, в 1880 г. Л.Е. Дмитриев-Кавказский создает карандашный портрет писателя, точно передавая внешнее сходство.
В собрании музея хранится графический портрет Ф.М. Достоевского, созданный в 1929 году выдающимся иллюстратором Владимиром Андреевичем Фаворским (1886-1964). В гравюрах В.А. Фаворского к стихам С. Я. Маршака, рассказам Л. Н. Толстого, "Слову о полку Игореве", к книге Н. Кончаловской "Наша древняя столица" и другим произведениям отражены его основные художественные принципы. Творчество В.А Фаворского было связано с историческим опытом мировой художественной культуры, с эпохами расцвета графического и книжного искусства (Фаворский В.А. Избранные произведения. 2-е издание. Макет и художественная редакция Л.М. Штейнера. Репродукции с гравюр для офсета выполнены А.М. Поляк.- М.: Советский художник, 1961)
На ксилографии В.А. Фаворского образ писателя во многом перекликается с живописным портретом В.Г. Перова. В глубокой задумчивости Ф.М. Достоевский стоит перед краем стола со стопкой типографских гранок в руках — оттиск сочинения передан автору для последней правки. На нем темный двубортный сюртук. На столике возвышаются две свечи в подсвечниках и несколько книг, на стене — две иконки. В.А. Фаворский психологически тонко отобразил Достоевского-творца, запечатлев его взгляд, погруженный в себя.
« Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (Ф.М.Достоевский).