Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Апрель 2024 (27)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

«Дело не в красках, а в правде»: Ученик И.Е. Репина Ф.А. Малявин.

«Дело не в красках, а в правде»: Ученик И.Е. Репина Ф.А. Малявин.2019 год богат на юбилеи и памятные даты. 175 лет назад, 24 июля (5 августа) 1844 года родился знаменитый русский художник, Академик Императорской Академии художеств, Илья Ефимович Репин, руководитель мастерской при Академии художеств, он стал учителем Б. М. Кустодиева, И. Э. Грабаря, И. С. Куликова, А. П. Остроумовой-Лебедевой и В. А. Серова.
Отношения И.Е. Репина с учениками, колоссальное влияние его творчества на молодых художников подробно описаны в мемуарах и монографиях. Сегодня речь пойдет об одном из его воспитанников и последователей.

22 октября 2019 г. исполнится 150 лет со дня рождения знаменитого русского живописца, Филиппа Андреевича Малявина (1869-1940). Его серия «цветущих русских баб» стала знаковой для развития русского стиля модерн.
Художник удивительной судьбы, в молодости «он был только никому не известным монахом-послушником на уединенной от «греховного мира» Афонской горе, и жизнь его за шестилетнее пребывание там, казалось бы, определилась уже. А в 1895 году он участник сразу четырех выставок, он ученик самого И.Е. Репина, художник, две работы которого покупает П.М. Третьяков и имя которого называет целый ряд газет и журналов». [3, с. 51]
И.Е. Репин высоко ценил молодого одаренного художника. Их объединяла страсть к искусству, колоссальная трудоспособность и темпераментность живописи. Год занятий Малявина в мастерской знаменитого художника дал ему чрезвычайно много. Работы, выполненные им в этот период, произвели сильное впечатление на товарищей и были одобрены И.Е. Репиным: «Крестьянка, закрывающая свиткой рот» (1894 г.), «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой» (обе 1895 года). Все три холста были выставлены в декабре 1895 года на XV Периодической выставке картин Общества любителей художеств и обе воспроизведены в иллюстрированном каталоге выставки. Самой же большой радостью для Малявина было приобретение этих картин П.М. Третьяковым для своей галереи, что приветствовал и И.Е. Репин. [3, с.40]. 25 января 1896 года он написал Третьякову: «Я очень рад, что Вы приобрели этюды Малявина – хорошие вещи» [4, с.175].

«Дело не в красках, а в правде»: Ученик И.Е. Репина Ф.А. Малявин.«Дело не в красках, а в правде»: Ученик И.Е. Репина Ф.А. Малявин.

Автор колоритных произведений «Смех» (1899 г.) и «Вихрь» (1906 г.), раскритикованных Академией художеств, Малявин сумел определить современные тенденции в области предмета искусства: «Не надо, - продолжал он говорить, - обращать внимание на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде». В этих словах Малявина нетрудно усмотреть отражение мыслей и высказываний И.Е. Репина, который говорил: «Надо непременно характерное и сразу одной линией. Схватить!» [3, с.57].
«Дело не в красках, а в правде»: Ученик И.Е. Репина Ф.А. Малявин.

Вскоре Ф.А. Малявин вошел в круг «мирискусников», тем более, что среди них находились К.А. Сомов и И.Э. Грабарь, знакомые ему по мастерской И.Е. Репина. От камерных, утонченных работ «мирискусников» картины Малявина отличались своими народными образами, широтой живописи, особым стихийным размахом [1, с. 7.]. В одном из номеров журнала «Мир искусства» за 1899 год А.Н. Бенуа характеризует его творчество:
«… Самое главное явление на выставке, и в чисто художественном отношении единственное, картины или, вернее, картина г. Малявина. Слава богу, на нем можно отдохнуть; вот наконец талант, не обутый в китайские башмачки, бодро и весело расхаживающий. Честь и слава г. Репину и всей его системе, что он не затушил этого пламени». [2]

Позднее, упоминая картину «Вихрь», Репин прямо высказывает мнение: «… у нас в России гениальным представителем нового вида искусства я считаю Ф.А. Малявина. [3, с.116]. До конца дней между учителем и учеником сохранились дружеские, доверительные отношения.

Продолжая традиции И.Е. Репина, Малявин оставил огромное количество рисунков – набросков к будущим картинам и самостоятельных произведений. По воспоминаниям художника А.В. Григорьева, которому Ф.А. Малявин перед отъездом за границу передал часть своих альбомов, одних автопортретов в этих альбомах – набросков и законченных – было свыше двух тысяч.
Изучение рисовального искусства Малявина и его систематизация осложняются тем, что художник очень редко датировал свои произведения. Исследователи могут определить приблизительное время создания того или иного рисунка по редким датированным образцам.
При работе над крупнейшими живописными произведениями 1902-1905 годов – «Этюд» («Три бабы»), «Девка» и «Баба» 1903 года и др. – в поисках нужных образов художник создал прекрасную и очень большую по количеству серию законченных карандашных рисунков, живописующих русских крестьянок Рязанской губернии. Их позы, движения, жесты переданы удивительно точно и остро. Обычно нарисованы одна-две фигуры на листе бумаги, как и в живописи, - тонко проработаны лица (острием графита), а одежды намечены струящимися широкими и жирными штрихами, передавая ощущение богатой игры красок и светотени [1, с. 9].
Выходец из крестьянского сословия, Малявин, тем не менее, никогда не изображает своих крестьянок за работой. Он показывает их вне окружающей среды, вне обыденности. В качестве фона рисунка выступают чистый лист или несколько линий и густо заштрихованная тень [3, с.168].

«Дело не в красках, а в правде»: Ученик И.Е. Репина Ф.А. Малявин.«Дело не в красках, а в правде»: Ученик И.Е. Репина Ф.А. Малявин.


В коллекции Симферопольского художественного музея хранится карандашный рисунок Ф.А. Малявина «Девка», приобретенный у частного лица в 1989 г. (слева). На листе отсутствуют дата и подпись, и все же характер и манера изображения безошибочно указывают на стиль Ф.А. Малявина.
Для монументальных композиций художника более характерна фронтальная постановка фигуры, в рисунках он использует разнообразные ракурсы и приемы передачи движения. Поколенное изображение крестьянки занимает все пространство листа. Широкий низ сарафана придает композиции устойчивость, а разворот корпуса на две трети вправо – как в рисунке «Две бабы» (ок. 1904, ГТГ) или «Объяснение» (ГТГ) – создает эффект остановившегося движения. Хотя лицо едва обозначено, выражение его черт, горделивый поворот головы ¾ влево достоверно передают спокойное ощущение внутреннего достоинства, вложенное в этот образ Малявиным.
Похожую наспех повязанную косынку и прилизанный прямой пробор мы можем видеть и на других рисунках – например, в листе «Девка» (1903-1904 гг., графит, ГТГ - справа) или «Бабы» (ок. 1904 г., ГТГ). В отличие от названных произведений, в нашем рисунке нет тонких деталей в виде набивного рисунка на ткани, проработанных складок рукава и шейных украшений. Но работа с графитным карандашом позволяла Малявину использовать как заостренный край для плавных, еле заметных линий, так и широкий – для более густой штриховки теней или складок сарафана. К примеру, в более позднем рисунке «Крестьянка в платке» (1910е гг., Собр. Н.В. Баранова, Москва) широкие штрихи свободно ложатся на бумагу, объединяя фигуру и тень.
Сравнительный анализ позволяет провести параллель между нашим рисунком и работой «Две молодые крестьянки» (1900е гг., ГТГ). Фигуру девушки слева объединяют с ним поворот корпуса в две трети вправо, опущенная правая рука, свободные линии широкого рукава и складок сарафана. А подчеркнутый, нарочитый подъем правого плеча находит отражение в фигуре справа.

Типологическое сравнение с вышеперечисленными рисунками позволяет предположить их общность во времени создания и отнести произведение в фондах СХМ к 1900-м годам.
Как и в творчестве И.Е. Репина, исследователи отмечают способность Ф.А. Малявина «набросок с натуры поднять до значения законченного рисунка» [3, с. 172]. Рисунок «Девка» в собрании Симферопольского художественного музея производит впечатление цельного, законченного произведения. Точность и сила штриха, пластичность линии этого листа, волею судеб оказавшегося в музейном собрании, позволяют прикоснуться к тайне творчества Ф.А. Малявина, – ученика, единомышленника и близкого друга И.Е. Репина, одного из наиболее ярких представителей русского модерна.

Александра Кугушева,
заведующий отделом по научно-экспозиционной деятельности

Литература:
1. Александрова Н. Филипп Андреевич Малявин: [альбом]. – М., Советский художник, 1966. – 64 с., илл.
2. Бенуа. А. Ученическая выставка в Академии Художеств. // Мир искусства. 1899. -№21-22. – С. 67-71.
3. Живова О.А. Филипп Андреевич Малявин: Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1967. – 296 с., ил.
4. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым, 1873 – 1898. – М.-Л.: Искусство, 1946. – 225 [1] с., [1] л. порт.