Карл Викентьевич Лемох (1841 – 1910). Без кормильца. 1898. Холст, масло.
Кризис салонного академического искусства 50-60х гг. XIX века обусловил появление нового, реалистического направления в искусстве. Его развитие связывается с так называемым Бунтом Четырнадцати.
К столетнему юбилею утверждения устава Академии Художеств Екатериной II Совет Академии учредил новые правила проведения конкурса для выпускников. Претендентам разрешалось лишь один раз участвовать в конкурсе. Вместо обязательного сюжета конкурсантам предписывалось изобразить какое-либо чувство (грусть, тоска по отчизне и проч.) на заданную общую тему.
Решив, что новые правила ставят жанровых и исторических живописцев в неравное положение, группа выпускников, возглавляемая И.Н. Крамским, 8 октября 1863 года подала в Совет Императорской Академии художеств письменное прошение. В нем содержалась просьба предоставить свободный выбор сюжета по желанию участвующего, если заданная Советом тема не отвечает личным наклонностям художника. Прошение было оставлено без внимания, и тринадцать художников, а вслед за ними и скульптор Василий Крейтан демонстративно покинули Академию. Основанная ими Артель свободных художников несколько лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству.
Московские художники Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, В. Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество.
Первая выставка Товарищества художественных передвижных выставок состоялась (17) 29 ноября 1871 г. в Санкт-Петербурге, в залах Академии художеств. В ее состав вошли 46 полотен.
Публика отнеслась к этой выставке с большим вниманием и сочувствием. В общей сложности выставку посетило более 30 тысяч человек. Петербургские обозреватели обращали внимание на то, что выставка «по достоинству выставленных картин далеко оставляет за собой прежние выставки, в последнее время, видимо, начавшие клониться к упадку».
Народность и реализм стали основными чертами искусства художников круга передвижников.
Известным живописцем бытовых сцен был Карл Викентьевич Лемох (1841 – 1910), участник «Бунта четырнадцати». Лемох отразил в своем творчестве сцены из русского крестьянского быта, с его горем и радостями. Жанровая сцена «Без кормильца» передает зрителю ощущение безысходности, отчаяния семьи, оставшейся в жестоком мире без сочувствия и поддержки (мы можем видеть в экспозиции один из вариантов этой картины).