Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

К 215-летию Н.В. Гоголя: Часть 2

Следующая повесть, работа над иллюстрированием которой велась в 1875 г. – «Сорочинская ярмарка». Многие листы этой серии из 8 литографий, не датированы и установить дату их выпуска сложно. Каждая иллюстрация снабжена надписью: «Дозволено Цензур. Москва. Лит. Академика В. Е. Маковского Валхонка д. Заблоцкой».

К 215-летию Н.В. Гоголя: Часть 2К 215-летию Н.В. Гоголя: Часть 2К 215-летию Н.В. Гоголя: Часть 2


Первый рисунок к литографии, как и в случае с «Пропавшей грамотой» и «Страшной местью», выполнил К. А. Трутовский. И здесь мы находим прямую аналогию со сценой ан ярмарке в Конотопе – на дальнем плане изображен тот же архитектурный ансамбль церквушки с двумя барочными башенками, с трехступенчатой квадратной колокольней, нарисованный с того же ракурса, - вероятно, с натуры, но в заметном отдалении. На первом плане, как и в сцене на ярмарке в Конотопе, К. А. Трутовский демонстрирует тонкое знание особенностей местного костюма и народных типов. С неугасаемым интересом компонует он путевые зарисовки в нескольких группах: вот у моста в пыли сидят слепые с мисками для подаяния в руках, у перилл моста стоит мальчик-поводырь с посохом. По дороге к мосту едет груженая товаром телега, запряженная парой волов. Черевик в смушковой шапке и шароварах идет слева от повозки, на которой лицом к зрителю сидит юная Параска в приметном цветочном венке и коралловых бусах, выставив босую левую ножку вперед из-под подола юбки. Справа трое парубков восхваляют ее красоту: «Славная дивчина! Продолжал парубок в белой свитке, не сводя с нее глаз. Я отдал бы все свое хозяйство, чтобы поцеловать ее. А вот впереди и дьявол сидит!». Из-за спины Параски Хавронья Никифоровна грозит им кулаком.

Второй рисунок 1875 г. В. Е. Маковского перекликается с ночной сценой из «Пропавшей грамоты» («Козырь! Вскричал он…»), но отличается от нее более деликатным наложением белил и мягкой тонировкой лунного света. Месяц, спрятавшись легком облачке, осветил темные силуэты тополей, хату с высокой печной трубой и плетеный тын, на котором сушится одинокая крынка. На плетне стоит дьячок, не решаясь спрыгнуть, слева изображенная в профиль Хавронья Никифоровна указывает ему на заросли мягкой травы. «Грозная сожительница Черевика ласково ободряла поповича, который поднялся скоро на плетень и долго стоял на нем в недоумении, будто длинное, страшное привидение, измеривая оком, куда бы лучше спрыгнуть».

Этому же автору принадлежит следующая сцена с пространным описанием: «Вот я уже и не знаю, какого вам еще кушанья хочется, Афанасий Иванович!» отвечала дородная красавица, притворяясь непонимающею. «Разумеется, любви вашей, несравненная Хавронья Никифоровна!» шепотом произнес попович, держа в одной руке вареник, а другою обнимая широкий стан ее». Источник света, скрытый горшком с варениками, мягко освещает бежевым тоном стол со скатеркой, икону в кованом окладе в красном углу, полку с крынками и горшками, лубок с неразборчивым рисунком на голой стене, большую печь с ухватом и двух главных героев этой сцены. В. Е. Маковский с изрядной долей юмора изображает сладострастие на лице поповича и притворное смущение его лукавой визави. В повороте ее головы, изгибе плотного корпуса, сложенных на животе ручках художник воплотил столько игривости и лукавства, что при взгляде на сценку у зрителя невольно появляется улыбка. Невольно приходит на ум беседа Солохи и Дьяка, воплощенная Н.В. Гоголем в другой части «Вечеров» и остроумно проиллюстрированная И. Е. Репиным в этюде 1936 г., представленном в нашей коллекции.


К 215-летию Н.В. Гоголя: Часть 2К 215-летию Н.В. Гоголя: Часть 2К 215-летию Н.В. Гоголя: Часть 2


Сюжетным продолжением этой сцены служит рисунок «Другая половина слова замерла на устах рассказчика. Окно брякнуло с шумом, стёкла вылетели вон, и страшная свиная рожа выставилась, поводя очами, как будто спрашивая: «А что вы тут делаете, добрые люди?». Появление свиной головы в окне привело в замешательство всех участников сцены – опрокидывая лавки и падая с палатей, они бросаются наутёк. Один лишь рассказчик в белой рубахе и черной свитке встал как вкопанный, впившись глазами в разбитое окно. К. А. Трутовский использует прием со спрятанным источником освещения – на фоне яркого пламени свечи выделяется темный силуэт убегающего в страхе человека. В распахнутую дверь с горшком на голове выбегает Черевик. Этот же персонаж и уже знакомая нам по рисункам К. А. Трутовского церковка встречаются в пятой литографии, оставшейся без авторской подписи: «Что лежит, Влас? Так, как будто бы два человека – один наверху, другой внизу, который из них чорт, и не распознаю». Литография тонирована серо-синим цветом ночного неба и второго плана, где угадываются силуэт церкви с двумя барочными башенками и ярмарочные постройки. На первом плане группа людей, разбуженных поднятым шумом, стоит над лежащими на земле ничком фигурами Черевика и Хавроньи. Источник бледно-желтого света, скрытый силуэтом одного из участников сцены, выделяет фигуры собравшихся персонажей на контрасте с основным тоном рисунка.
Шестая сценка, созданная В. Е. Маковским в 1875 г., описывает приключения Солопия и его кума, схваченных на другой день будто бы за украденную кобылу. «Горе нам, сиротам бедным!» Тут оба кума принялись всхлипывать навзрыд». Связанные и посаженные под арест «под соломенною яткой», кумовья предаются невеселым размышлениям о расплате за преступление, которого не совершали. Один из них сидит, подперев щеку кулаком, другой лежит на животе, положив голову на запястье левой руки. В темный сарай сквозь светлую прорезь двери заглядывает Грицько. На его лице написано самое живое участие к арестантам, схваченным по его хитроумному плану.


К 215-летию Н.В. Гоголя: Часть 2К 215-летию Н.В. Гоголя: Часть 2


В манере, схожей со сценой «Вот я уж и не знаю…», созданной В. Е. Маковским ранее, написан и рисунок «Тут встала она, держа в руках зеркальце, и, наклонясь к нему головою, трепетно шла по хате». Работая мягкими и острыми штрихами, художник передает фактуру ткани скатерти на столе слева, складки одежды девушки и блеск металлической оправы зеркальца.
Последняя многофигурная композиция также принадлежит В. Е. Маковскому. При большом стечении народа Черевик объявляет Хавронье Никифоровне о своем одобрении союза Грицько и Параски. «Я скорее тресну, чем допущу до этого!» кричала сожительница Солопия, которую, однако ж, с хохотом отталкивала толпа народа». Земля на первом плане помещена в тень, в то время как все действующие лица вместе со зрителями на втором плане ярко освещены и словно перенесены на театральную сцену.


К 215-летию Н.В. Гоголя: Часть 2К 215-летию Н.В. Гоголя: Часть 2


В этом же выпуске были представлены три иллюстраций к повести «Вечер накануне Ивана Купала» (рисунок 3 «Вот и померещилось» Г 111 отсутствует в папке).
Над этой серией рисунков работал в 1876 г. один художник – К. А. Трутовский. Тонированные литографии же были выполнены мастером П. В. Чулановым (…) и датированы одним числом: «Дозв. Ценз. Москва 1876 г Октября 30 д. Лит. П. В. Чуланова Срет[енка] ч. 1. кв д. Гусева».
Действие первой сценки «Раз вздумалось Петрусю, не осмотревшись хорошенько, в сенях влепить поцелуй, как говорят, от всей души, в розовые губки козачки» разворачивается в интерьере крестьянской хаты, с живописно разложенными на первом плане ухватом, граблями и глянцевым кувшином. На первом плане парубок в темном кафтане обнимает босоногую девушку, застав ее врасплох, с большой деревянной миской в руках. Не изображая самого поцелуя, художник лишь намекает на него, оставляя легкую недосказанность в духе Фрагонара. Свидание прерывает седовласый старик, на фоне молодых возлюбленных глядящий из-за распахнутой двери бледной, выцветшей тенью.
Композиция второго листа более статична: на плетеном тыне маленький мальчик повествует Петрусю о страданиях девушки, которую отец решил насильно выдать замуж за поляка. «Как будто окаменев, не сдвинувшись с места, слушал Петро, когда невинное дитя лепетало ему Пидоркины слова». В отличие от предыдущего листа, эта литография тонирована несколькими цветами: небо над плетнем блеклого желто-зеленого цвета подцвечивает благородную коричнево-бежевую гамму первого плана и белизну рубашек обоих героев сценки.
***
Пятый выпуск иллюстраций, посвященный «Ночи перед Рождеством», к сожалению, издан не был. Однако четыре подготовленных для этого выпуска рисунка В. Маковского сохранились в собрании Русского музея.
Тяготение художников круга Товарищества художественных передвижных выставок к иллюстрированию произведений романтиков первой половины XIX в. легко объяснимо необычностью сюжетов и новизной художественных решений, которые предлагала эта благодатная тема. Альбом тонированных гравюр в нескольких изданиях предназначался для взыскательной и утонченной публики. Тем ощутимее для зрителя колорит сцен простонародной жизни, сутолоки ярмарок и романтических преданий, соединенных художниками в общую композицию с большим вкусом и толком.
Как нельзя лучше объясняет это стремление к народной тематике в русском искусстве второй половины XIX в. высказывание Н.В. Гоголя, приведенное им в повести «Портрет» 1842 г.: «Во всём умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе. В ничтожном художник-создатель так велик, как и в великом; в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души…».


Александра Кугушева


Литература:

1. Гоголь Н. В. В портретах, иллюстрациях, документах – М.-Л., 1953. Состав. А. М. Гордин, с. 68.
2. Друженкова Г. А. Владимир Маковский / Художник-оформитель А. Ф. Серебряков. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. – 136 с.
3. Коган П. С. Портрет / Гоголь Н. В. Портрет. Вступ. статьи П. С. Когана и А. В. Бакушинского. – М.-Л.: Гос. Издательство, 1928. – (всего 96 с.)
4. Лашкул З. В. К. А. Трутовский: Жизнь и творчество. – К.: Научна думка, 1974. – 232 с., ил.

Источники:
5. Акт № 4 от 30 января 1942 г. Архив СХМ.