К историческому жанру приближается аллегорический портрет, примером которого выступает «Искусство поэзии», 1851 г. (56х47, Холст, масло).
Автор картины, Жан Ипполит Лазерже (1817-1887), известен своими портретами, религиозными и аллегорическими картинами. Художник удивительной судьбы, после посещения Северной Африки он посвящает свое творчество восточным мотивам, а с 1876 г. навсегда переселяется в Алжир.
Мы можем сравнить портрет «Искусство поэзии» и более позднюю работу Лазерже «Портрет красавицы» 1882 г. (32.4 x 24.1, Холст, масло). Очевидно, что портрет относится к его произведениям из области театра и аллегории.
Первое, что бросается в глаза в этой картине – цвет. В овальной золотистой раме, ярко горит желтый шарф, оттененный белоснежной накидкой. В руках девушки справа показана зеленоватая кифара – символ Эрато, музы любовной поэзии. Далее в симфонию цвета вступает желтовато-серый фон, пронзенный лучом света – на контрасте с ярко-желтым он приближается к болотному, - художник помещает натурщицу, аллегорию поэзии, в зазеркалье, где призрачны цвета и ирреальны линии.
Ранее считалось, что голова натурщицы освещена двумя лучами света, поскольку, помимо шеи, луч освещает ее лоб и блестящие черные волосы. В действительности, на пути света встала некая преграда – архитектурная деталь или край занавеса, но линия тени, проходящая по лбу натурщицы, повторяется в линии тени густого, чувственно ощутимого пространства, составляющего второй план.
Благодаря запечатленному повороту головы, контрасту между освещенной шеей и помещенным в тень лицом, наконец, благодаря взгляду, мечтательно устремленному вверх, Лазерже создает удивительно одухотворенный образ. В замершей на миг натурщице он видит Сапфо, охваченную поэтическим вдохновением, - мгновение, и зазвучит песнь Эрато…
Потух во мгле веков блиставший свет Эллады,
И муз и Граций сонм объяла скорби тень…