Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июль 2024 (22)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (32)

Жан Раймонд Ипполит Лазерже (1817-1887). Искусство поэзии. 1851 г. Холст, масло.

Жан Раймонд Ипполит Лазерже (1817-1887). Искусство поэзии. 1851 г. Холст, масло.


К историческому жанру приближается аллегорический портрет, примером которого выступает «Искусство поэзии», 1851 г. (56х47, Холст, масло).
Автор картины, Жан Ипполит Лазерже (1817-1887), известен своими портретами, религиозными и аллегорическими картинами. Художник удивительной судьбы, после посещения Северной Африки он посвящает свое творчество восточным мотивам, а с 1876 г. навсегда переселяется в Алжир.
Мы можем сравнить портрет «Искусство поэзии» и более позднюю работу Лазерже «Портрет красавицы» 1882 г. (32.4 x 24.1, Холст, масло). Очевидно, что портрет относится к его произведениям из области театра и аллегории.
Первое, что бросается в глаза в этой картине – цвет. В овальной золотистой раме, ярко горит желтый шарф, оттененный белоснежной накидкой. В руках девушки справа показана зеленоватая кифара – символ Эрато, музы любовной поэзии. Далее в симфонию цвета вступает желтовато-серый фон, пронзенный лучом света – на контрасте с ярко-желтым он приближается к болотному, - художник помещает натурщицу, аллегорию поэзии, в зазеркалье, где призрачны цвета и ирреальны линии.
Ранее считалось, что голова натурщицы освещена двумя лучами света, поскольку, помимо шеи, луч освещает ее лоб и блестящие черные волосы. В действительности, на пути света встала некая преграда – архитектурная деталь или край занавеса, но линия тени, проходящая по лбу натурщицы, повторяется в линии тени густого, чувственно ощутимого пространства, составляющего второй план.
Благодаря запечатленному повороту головы, контрасту между освещенной шеей и помещенным в тень лицом, наконец, благодаря взгляду, мечтательно устремленному вверх, Лазерже создает удивительно одухотворенный образ. В замершей на миг натурщице он видит Сапфо, охваченную поэтическим вдохновением, - мгновение, и зазвучит песнь Эрато…

Потух во мгле веков блиставший свет Эллады,
И муз и Граций сонм объяла скорби тень…