Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда СХМ Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

Портрет Н.Б. Юсупова
26 октября 1750 года родился княз

Архив новостей

Октябрь 2021 (14)
Сентябрь 2021 (20)
Август 2021 (17)
Июль 2021 (21)
Июнь 2021 (22)
Май 2021 (30)

Реэкспозиция отдела русского искусства XIX в.

После завершения выставки "Пламя и нега Востока" (Музей-заповедник "Царицыно", Москва) в постоянную экспозицию нашего музея возвратились портрет Софьи Киселевой кисти Иосифа Олешкевича и "Судакский вид" Ивана Айвазовского.

Реэкспозиция  отдела русского искусства XIX в.В отделе русского искусства 19 в. вновь можно видеть романтический «Портрет С.С. Киселевой» Иосифа Ивановича Олешкевича (1777-1830). Исследователь творчества А.С. Пушкина, А. Золотухин, считает, что основу сюжет романа «Евгений Онегин» составила утаенная любовь поэта к Софье Станиславовне Потоцкой, которой и посвящен роман в стихах.

Чью тень, о други, видел я?
Скажите мне: чей образ нежный
Тогда преследовал меня
Неотразимый, неизбежный? […]
Я помню столь же милый взгляд
И красоту еще земную,
Все думы сердца к ней летят,
Об ней в изгнании тоскую […].

Еще в лицее Пушкин познакомился с сестрами Софией и Ольгой Потоцкими. Но София полюбила генерала П.Д. Киселева и в 1821 г. в Одессе вышла за него замуж. Именно поэтому в конце романа Татьяна выходит замуж за генерала. Но, жизнь Софии сложилась неудачно из-за ее сестры Ольги, которую Пушкин вывел в «Евгении Онегине» такой, какой она была в жизни, под своим именем, младшей сестрой, и с достоверным описанием ее черт лица и характера. Однажды София застала Ольгу объятиях своего мужа. Гордая полячка его не простила, хотя и продолжала любить всю свою жизнь так, что больше ни за кого уже и не вышла замуж.

У Кисилева было много завистников по службе в Тульчине, которые спровоцировали его дуэль 24 июля 1823 г. с подчиненным Мордвиновым, погибшим от его пули. Именно эти события, за последствиями которой Пушкин внимательно следил, и послужили поводом для включения дуэли Ленского и Онегина в роман «Евгений Онегин». После этого скандала Ольга была срочно обвенчана с Л.А. Нарышкиным в Одессе, кузеном которого был М.С. Воронцов. Пушкин присутствовал на венчании и сделал в рукописи зарисовку портретов Ольги и Софии.
В начале 1824 г. у Софии умер единственный сын в Одессе, она покинула мужа, Россию, и удалилась в Европу. Жила в Париже, Риме, Вене, совершила поездку в Палестину и впоследствии стала прототипом Антониды Васильевны Тарасевичевой в романе Ф.М. Достоевского «Игрок».

Говоря о портрете Софьи Станиславовны, нельзя не упомянуть, что кисти художника И.И. Олешкевича также принадлежит портрет доктора медицины и хирургии Николая Федоровича Арендта 1822 года. Именно Арендт старался облегчить страдания умирающего А.С. Пушкина после его трагической дуэли.

Реэкспозиция  отдела русского искусства XIX в.

Судак занимает особое место в творчестве И.К. Айвазовского. В 1866 году в своем обращении в Совет Академии художеств об открытии художественной школы в Феодосии живописец, в частности, говорит о том, что трое наиболее способных учеников «написали с натуры программы, первый из них Судакскую долину, второй также берег Судака, а третий вид города Феодосии» [Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский / под ред. Н.Г. Машковцева. - Симферополь: Крымиздат, 1953. - с.200].
В Судаке располагалась дача И.К. Айвазовского (здание не сохранилось). Здесь в 1867 году, сопровождая императрицу Марию Александровну с детьми на пути из Константинополя, живописец принимает их в своем доме в Феодосии и на судакской даче и пишет картину «Приём императорской семьи в Судаке» (частная коллекция).
В 1897 году в Судакской долине разразился ураган с ливнем, после которого «сухая речка» Алчак превратилась в грозный поток. По мотивам этих событий И.К. Айвазовский написал картину «Ливень в Судаке» в 1897 г. (Феодосийская картинная галерея им И.К. Айвазовского).

«Судакский вид» был создан И.К. Айвазовским во второй половине XIX столетия. Вдали силуэты скал Нового Света и выходящей к заливу горы Сокол. Изображенный на первом плане виноградник служит отсылкой к богатой традиции виноградарства и виноделия в Судаке, сложившейся в глубокой древности. Стаффаж, размещенный на первом плане, примечателен в этнографическом плане: художник демонстрирует живой интерес к быту крымских татар, проживающих в восточной части полуострова.