После завершения выставки "Пламя и нега Востока" (Музей-заповедник "Царицыно", Москва) в постоянную экспозицию нашего музея возвратились портрет Софьи Киселевой кисти Иосифа Олешкевича и "Судакский вид" Ивана Айвазовского.
В отделе русского искусства 19 в. вновь можно видеть романтический «Портрет С.С. Киселевой» Иосифа Ивановича Олешкевича (1777-1830). Исследователь творчества А.С. Пушкина, А. Золотухин, считает, что основу сюжет романа «Евгений Онегин» составила утаенная любовь поэта к Софье Станиславовне Потоцкой, которой и посвящен роман в стихах.
Чью тень, о други, видел я?
Скажите мне: чей образ нежный
Тогда преследовал меня
Неотразимый, неизбежный? […]
Я помню столь же милый взгляд
И красоту еще земную,
Все думы сердца к ней летят,
Об ней в изгнании тоскую […].
Еще в лицее Пушкин познакомился с сестрами Софией и Ольгой Потоцкими. Но София полюбила генерала П.Д. Киселева и в 1821 г. в Одессе вышла за него замуж. Именно поэтому в конце романа Татьяна выходит замуж за генерала. Но, жизнь Софии сложилась неудачно из-за ее сестры Ольги, которую Пушкин вывел в «Евгении Онегине» такой, какой она была в жизни, под своим именем, младшей сестрой, и с достоверным описанием ее черт лица и характера. Однажды София застала Ольгу объятиях своего мужа. Гордая полячка его не простила, хотя и продолжала любить всю свою жизнь так, что больше ни за кого уже и не вышла замуж.
У Кисилева было много завистников по службе в Тульчине, которые спровоцировали его дуэль 24 июля 1823 г. с подчиненным Мордвиновым, погибшим от его пули. Именно эти события, за последствиями которой Пушкин внимательно следил, и послужили поводом для включения дуэли Ленского и Онегина в роман «Евгений Онегин». После этого скандала Ольга была срочно обвенчана с Л.А. Нарышкиным в Одессе, кузеном которого был М.С. Воронцов. Пушкин присутствовал на венчании и сделал в рукописи зарисовку портретов Ольги и Софии.
В начале 1824 г. у Софии умер единственный сын в Одессе, она покинула мужа, Россию, и удалилась в Европу. Жила в Париже, Риме, Вене, совершила поездку в Палестину и впоследствии стала прототипом Антониды Васильевны Тарасевичевой в романе Ф.М. Достоевского «Игрок».
Говоря о портрете Софьи Станиславовны, нельзя не упомянуть, что кисти художника И.И. Олешкевича также принадлежит портрет доктора медицины и хирургии Николая Федоровича Арендта 1822 года. Именно Арендт старался облегчить страдания умирающего А.С. Пушкина после его трагической дуэли.
Судак занимает особое место в творчестве И.К. Айвазовского. В 1866 году в своем обращении в Совет Академии художеств об открытии художественной школы в Феодосии живописец, в частности, говорит о том, что трое наиболее способных учеников «написали с натуры программы, первый из них Судакскую долину, второй также берег Судака, а третий вид города Феодосии» [Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский / под ред. Н.Г. Машковцева. - Симферополь: Крымиздат, 1953. - с.200].
В Судаке располагалась дача И.К. Айвазовского (здание не сохранилось). Здесь в 1867 году, сопровождая императрицу Марию Александровну с детьми на пути из Константинополя, живописец принимает их в своем доме в Феодосии и на судакской даче и пишет картину «Приём императорской семьи в Судаке» (частная коллекция).
В 1897 году в Судакской долине разразился ураган с ливнем, после которого «сухая речка» Алчак превратилась в грозный поток. По мотивам этих событий И.К. Айвазовский написал картину «Ливень в Судаке» в 1897 г. (Феодосийская картинная галерея им И.К. Айвазовского).
«Судакский вид» был создан И.К. Айвазовским во второй половине XIX столетия. Вдали силуэты скал Нового Света и выходящей к заливу горы Сокол. Изображенный на первом плане виноградник служит отсылкой к богатой традиции виноградарства и виноделия в Судаке, сложившейся в глубокой древности. Стаффаж, размещенный на первом плане, примечателен в этнографическом плане: художник демонстрирует живой интерес к быту крымских татар, проживающих в восточной части полуострова.