Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда СХМ Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 130-летию Н.С. Барсамова
4 (16) ноября 1892 года родился выд

Архив новостей

Ноябрь 2022 (38)
Октябрь 2022 (15)
Сентябрь 2022 (24)
Август 2022 (16)
Июль 2022 (22)
Июнь 2022 (31)

10 картин, ради которых стоит посетить Симферопольский художественный музей

1. Архип Иванович Куинджи (1841-1910)
Ночь на Днепре. 1882 г.
Холст, масло. 111х147

Обширное художественное наследие Архипа Ивановича Куинджи – выдающееся явление русской пейзажной живописи.
«Ночь на Днепре» из коллекции Симферопольского художественного музея – один из авторских вариантов прославленного произведения Куинджи «Лунная ночь на Днепре», впервые представленного в Санкт-Петербурге в 1880 г.
Сущность впечатления от картины на зрителя прекрасно отражена И.Н. Крамским в его письме к А.С. Суворину: «… «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом,… река действительно совершает величественное свое течение, и небо – настоящее бездонное и глубокое».

10 картин, ради которых стоит посетить Симферопольский художественный музей


2. Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)
Вечер на море. 1858
Холст, масло. 40х59

Продолжением романтической традиции в искусстве России стало творчество И.К. Айвазовского – первого русского мариниста, почетного члена Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции, Штутгарте, художника Главного морского штаба.
В нашей экспозиции представлен пейзаж «Вечер на море» - работа мастера зрелого периода, демонстрирующая сияние красок и тонкое чувство цвета. Море предстает у И.К. Айвазовского основой природы, в его изображении художнику удается показать жизненную красоту этой стихии.

10 картин, ради которых стоит посетить Симферопольский художественный музей


3. Лев Самойлович Бакст (1866—1924)
Женский портрет. 1906
Холст, масло. 100х81

«Он – художник в душе» — эти слова А.Н. Бенуа из книги «Мои воспоминания» посвящены Л.С. Баксту, талантливому театральному художнику, рисовальщику, тонкому живописцу. Искусствоведы считают Л.С. Бакста одним из наиболее ярких русских художников-портретистов начала ХХ века.
«Женский портрет» 1906 г. кисти мастера построен на сопоставлении темных и светлых тонов. Принято считать, что на портрете изображена Анна Яковлевна Коровина, в девичестве Фидлер, супруга известного коллекционера и мецената А.А. Коровина.

10 картин, ради которых стоит посетить Симферопольский художественный музей


4. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)
Портрет архитектора Н.А.Львова. 1786 (?)
Холст, масло. 79,5х63,5

Дмитрий Григорьевич Левицкий — крупнейший русский портретист второй половины XVIII в. Д.Г. Левицкий создал блестящую серию портретов выдающихся современников: императрицы Екатерины II, французского философа Дени Дидро, архитектора А.Ф. Кокоринова и многих других. Портрет придворного архитектора Николая Александровича Львова (1751-1803) вполне соответствует характеру данной серии.
Портрет Н. А. Львова отличается удивительной точностью рисунка, грациозностью жеста, поворота головы, верностью тона, поразительным вниманием к деталям в облике модели. Интимный по характеру, данный портрет может быть поставлен в один ряд с автопортретом Д. Г. Левицкого (1783 г.), который запечатлел себя в минуту творческого озарения.

10 картин, ради которых стоит посетить Симферопольский художественный музей


5. Жан Батист Жозеф Бастине (1783-1844)
Возвращение Товия. 1811
Холст, масло. 132,5х182,5

Иосиф Бастине, ученик Жака Луи Давида, основоположника французского неоклассицизма, создает масштабное произведение «Возвращение Товия» в 1811 г., в парижский период. Полотно на ветхозаветный сюжет обращает внимание зрителей к вечным ценностям верности и родственных уз. Виртуозное пластическое решение фигур, цветовые акценты и летящие складки одежды Товия и его отца, ослепшего Товита, указывают на зрелую манеру художника круга Давида.

10 картин, ради которых стоит посетить Симферопольский художественный музей


6. Шишкин Иван Иванович (1832-1898)
Молодой лес в Мери-Хови. 1890. Холст, масло.

«Верстовой столб в развитии русского пейзажа», – так И.Н. Крамской назвал Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), ставшего центральной фигурой русского пейзажа. В полотнах этого художника русская природа, ее леса и поля предстают во всем своем могучем эпическом величии.
Основой искусства И.И. Шишкина были внимательное изучение действительности, трезвость и объективность в оценке впечатлений, точность в передаче всех деталей, одинаково характерных и для его картин и для его этюдов. Больше всего Шишкин любил лес, истинным поэтом которого он был. Тонкоствольные нежные березы или печальные плакучие ивы – редкие гости в картинах художника. Его стихия – полные девственной силы хвойные леса, величественные дубовые рощи. И.И. Шишкин любил русскую природу, могучую, обильную, несущую в себе благо людям. Мимолетные чувства человека, возникающие под влиянием настроения, редко проникали в его картины: они величаво спокойны и эпически широки.

10 картин, ради которых стоит посетить Симферопольский художественный музей


7. Петр Михайлович Шамшин (1811-1895)
Святое семейство. 1856
Холст, масло. 82,5х83
Ярким примером академизма, следующего высоким канонам искусства античности и эпохи Возрождения, является творчество П.М. Шамшина. Работа «Святое семейство» выполнена в подражание ренессансным художникам. Круг рамы подчиняет себе композицию: она вся выдержанна в округлых линиях. Ведущая роль отведена рисунку, строгим пропорциям анатомии.

10 картин, ради которых стоит посетить Симферопольский художественный музей


8. Николай Семенович Самокиш (1860-1944)
Тройка.1917
Холст, масло. 70х127

Н.С. Самокиш сыграл важную роль в становлении крымской художественной школы в послереволюционный период. Академик батальной живописи, профессор Академии художеств, получивший при жизни признание классик книжной иллюстрации и исторической живописи, Н.С. Самокиш создал несколько серий произведений, в которых особое место занимает образ лошади, его динамика и живописность в различных ракурсах. Примером этого направления выступает полотно «Тройка», пронизанное ощущением движения и силы.

10 картин, ради которых стоит посетить Симферопольский художественный музей


9. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)
Натюрморт (Фрукты). 1934
Холст, масло. 46,5х50

Творчество создателя теории сферической перспективы К.С. Петров-Водкина в нашей экспозиции представлено работой «Натюрморт» 1934 г., относящейся к позднему периоду творчества художника. Лаконичный набор предметов в натюрморте предстает как документальная летопись эпохи: книга, открытое письмо, несколько яблок. Петров-Водкин также включает в композицию стеклянный стакан, играя с полутонами и рефлексами в отражении.

10 картин, ради которых стоит посетить Симферопольский художественный музей


10. Петр Петрович Кончаловский (1876-1956)
Натюрморт. Цветы. 1953
Холст, масло. 135х181

Одно из центральных мест в отечественной живописи первой половины XX в. занимает представитель авангарда П.П. Кончаловский.
«Живопись для меня не только источник радости. Это источник жизни и силы», – писал художник. Интерес к вещности, передаче разности фактур предметов, их оттенков художник принес с собой еще из «Бубнового валета» – эта сторона творчества раскрывается в масштабной работе «Натюрморт. Цветы».

10 картин, ради которых стоит посетить Симферопольский художественный музей