Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июль 2024 (22)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (32)

Бартоломео Кавароцци (1587 – 1625). Святое семейство (копия). Холст, масло.

Бартоломео Кавароцци (1587 – 1625). Святое семейство (копия). Холст, масло.



Стиль болонской школы живописи в Италии XVII в. соседствует с «караваджизмом» - его основные черты мы уже рассмотрели, теперь же можем познакомиться с творчеством одного из приверженцев римской школы – Бартоломео Кавароцци (1587 – 1625). Копия его «Святого семейства» была атрибутирована в 1841 г. по каталогу аукциона Шепелер (Schepeler) как работа Франсиско Сурбарана. «Красивая и богатая композиция. Дева с младенцем напоминает Богородиц Рафаэля».
У Кавароцци много вариаций на эту тему. Однако эта композиция отличается от других, широко известных. Большое различие в живописной манере ясно говорит, что эти копии сделаны разными художниками.
Три самые известные и наиболее почитаемые работы Кавароцци «Святое семейство», сходные по композиции, находятся: в Галерее Spada в Риме, в Национальной Галерее della Liguria в Palazzo Spinola в Генуе и в Академии Albertina в Турине. Конечно, в указанных трех работах в сравнении с нашей копией есть отличия.

Бартоломео Кавароцци (1587 – 1625). Святое семейство (копия). Холст, масло.

Мы сравниваем ее с работой из Академии Альбертина в Турине, а также со вторым вариантом, хранящимся там же.
Тип лица – особенно у Иосифа – явно отличается, на заднем плане находится какой-то пейзаж в просвете, и в некоторых вариантах показана неприкрытая ступня Марии (на обеих в Альбертине - но не в нашей копии).

Бартоломео Кавароцци (1587 – 1625). Святое семейство (копия). Холст, масло.

Ближайшей к нашей работе по композиции является «Святое Семейство» Кавароцци в Петербургском Эрмитаже, по всему пейзажу и заднему плану. Также обнаруживается большое стилистическое сходство, особенно в облике седоволосого Иосифа. Живописная манера этой работы и нашей копии, по мнению Всеволошской и Линник, сравнима с «Мистическим браком Св. Екатерины» Кавароцци в Мадриде, Прадо.

Бартоломео Кавароцци (1587 – 1625). Святое семейство (копия). Холст, масло.

Несмотря на различные вариации, «Святое семейство» Кавароцци привлекало ценителей искусства непринужденной манерой исполнения. Образы лучатся искренностью и теплом - мать бережно прижимает к груди ребенка. Но взгляд Марии и младенца тревожен, а Иосиф смотрит на зрителя с явным осуждением - и кажется, что не мы рассматриваем картину, а ее персонажи пристально смотрят на нас. Возможно, именно этот «диалог» с картиной послужил основной ее многократного повторения.