Стиль болонской школы живописи в Италии XVII в. соседствует с «караваджизмом» - его основные черты мы уже рассмотрели, теперь же можем познакомиться с творчеством одного из приверженцев римской школы – Бартоломео Кавароцци (1587 – 1625). Копия его «Святого семейства» была атрибутирована в 1841 г. по каталогу аукциона Шепелер (Schepeler) как работа Франсиско Сурбарана. «Красивая и богатая композиция. Дева с младенцем напоминает Богородиц Рафаэля».
У Кавароцци много вариаций на эту тему. Однако эта композиция отличается от других, широко известных. Большое различие в живописной манере ясно говорит, что эти копии сделаны разными художниками.
Три самые известные и наиболее почитаемые работы Кавароцци «Святое семейство», сходные по композиции, находятся: в Галерее Spada в Риме, в Национальной Галерее della Liguria в Palazzo Spinola в Генуе и в Академии Albertina в Турине. Конечно, в указанных трех работах в сравнении с нашей копией есть отличия.
Мы сравниваем ее с работой из Академии Альбертина в Турине, а также со вторым вариантом, хранящимся там же.
Тип лица – особенно у Иосифа – явно отличается, на заднем плане находится какой-то пейзаж в просвете, и в некоторых вариантах показана неприкрытая ступня Марии (на обеих в Альбертине - но не в нашей копии).
Ближайшей к нашей работе по композиции является «Святое Семейство» Кавароцци в Петербургском Эрмитаже, по всему пейзажу и заднему плану. Также обнаруживается большое стилистическое сходство, особенно в облике седоволосого Иосифа. Живописная манера этой работы и нашей копии, по мнению Всеволошской и Линник, сравнима с «Мистическим браком Св. Екатерины» Кавароцци в Мадриде, Прадо.
Несмотря на различные вариации, «Святое семейство» Кавароцци привлекало ценителей искусства непринужденной манерой исполнения. Образы лучатся искренностью и теплом - мать бережно прижимает к груди ребенка. Но взгляд Марии и младенца тревожен, а Иосиф смотрит на зрителя с явным осуждением - и кажется, что не мы рассматриваем картину, а ее персонажи пристально смотрят на нас. Возможно, именно этот «диалог» с картиной послужил основной ее многократного повторения.