Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Октябрь 2024 (4)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (31)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)

Шишкин И.И. Лесная порубка. (этюд к картине «Рубка леса»1867. Третьяковская Галерея, Москва). Холст, масло.

Шишкин И.И. Лесная порубка. (этюд к картине «Рубка леса»1867. Третьяковская Галерея, Москва). Холст, масло.Шишкин И.И. Лесная порубка. (этюд к картине «Рубка леса»1867. Третьяковская Галерея, Москва). Холст, масло.

Шишкин И.И. Лесная порубка. (этюд к картине «Рубка леса»1867. Третьяковская Галерея, Москва). Х., м. 36,5х60,2.

«Поляна. Разлапистые ели, стройные сосны.
Хрупкие березы.
Но не это фабула холста. Покойный серебристый колорит прохладного летнего полдня нарушает золотой овал свежеспиленной сосны.
Намека на аффектацию, на какой-либо акцент в картине нет.
Пейзаж безлюден.
Но нелепо торчащий обрубок дерева и свежий спил разрушают гармонию картины.
Автор не драматизирует ситуацию.
Все обыденно, даже прозаично...
Но вглядитесь, и вы увидите тонкую белую березку, печально склонившую свои кудрявые ветки над прахом старшей сестры. И тогда вы услышите крик спиленного дерева и плач березки.
Вы почувствуете всю трагедию этой обыденной прозы. Спору нет, лес надо пилить.
Он создан помогать людям строить, жить, существовать. Но, наверное, пользоваться этим благом надо крайне умело, осторожно, не „делячески", как это изображено на удивительно лиричном, поэтому особо страшном холсте живописца...
Напротив "Рубки леса" Шишкина в том же зале экспонируется полотно Верещагина „Апофеоз войны". Обе картины написаны почти одновременно, в 1867 и 1871 годах. Я почему-то вздрогнул от этого сопоставления, хотя, что, казалось, могло быть похожего в желтом овале сруба сосны на черные провалы в глазницах тысяч черепов, сложенных в зловещую пирамиду... А все же общее было...
Опустошение, смерть, зло. Вот лейтмотив этих столь разных полотен». И.В. Долгополов. Мастера и шедевры. В 3 т. Т. 2. – С. 394-396.