Экспозиция зала охватывает обширный временной период в отечественном искусстве — 1916 -1980х гг. Искусство 1920 -1930-х годов весьма разнообразно, в этот период Революция объединила самых разных художников общими задачами «борьбы за новую культуру». Традиции русского авангарда получают развитие в произведениях представителей объединения «Бубновый валет» Р.Р. Фалька, К.В. Кандаурова, А.В. Куприна, П.П. Кончаловского. В пейзаже «Крым. Козы. Каменистый пейзаж» (1916) Р.Р. Фальк решает проблемы живописности и абстрагирования живых впечатлений натуры.. В 1920е гг. в парижской эмиграции работает известный иллюстратор И.И. Мозалевский (1890-1975). Его произведения «Эйфелева башня» и «Деревенская прогулка» созданы в духе неопримитивизма.
В конце 1920-х гг. участник Ассоциации художников Революционной России (АХРР) Г.Г. Ряжский (1895-1952) приступил к созданию серии портретов, раскрывающих образ советской женщины. Среди них наиболее известны работы «Делегатка» (1927, ГТГ), «Председательница» (1928, ГТГ); в коллекции нашего музея представлено произведение Г.Г. Ряжского «Чувашка-учительница» (1932).
Создатель теории сферической перспективы К.С. Петров-Водкин (1878-1939) в нашей экспозиции представлен работой «Натюрморт» (1934) относящейся к позднему периоду творчества художника. решает В.А. Эйферт (1884 - 1960) в работе «Чайный натюрморт» (1927) решает сложную задачу передачи тонкой нюансировки белого.
Традиции европейского импрессионизма в пейзаже продолжают работы известного историка искусства, реставратора И.Э. Грабаря (1871-1960), автора работ «В Крыму (Портрет жены)» (1927) и «Весенний пейзаж» (1930) и пейзажиста, театрального художника К.Ф. Юона (1875-1958), автора картины «Августовский вечер. Лигачёво» 1929 г. Импрессионистическая манера характерна для поздних пейзажей В.Н. Бакшеева (1862-1958), одного из основателей «Союза русских художников» и автора работы «Пейзаж. Восход луны» (1931).
Одно из центральных мест в отечественной живописи первой половины XX в. занимает представитель авангарда П.П. Кончаловский (1876-1956). «Живопись для меня не только источник радости. Это источник жизни и силы»,– писал художник. Интерес к вещности, передаче разности фактур предметов, их оттенков художник принес с собой еще из «Бубнового валета» - эта сторона творчества раскрывается в работах «Кипарисы» (1930), «Натюрморт. Цветы» (1953). В 1920-1930е гг. в Крыму активно работает другой представитель «Бубнового валета» и последователь «сезаннизма» А.В. Куприн, автор работ «В крымском лесу» (1932) и «Бахчисарайский полдень» (1935).
Важной составляющей эпохи является творчество художника-монументалиста А.А. Дейнеки (1899-1969), автора монументального панно «Гражданская авиация» (1932), героического полотна «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). В 1930е гг. в творчестве художника появляется множество женских образов, портреты наполняются одновременно реализмом и романтизмом. Отголоском этой серии портретов звучит «Женский портрет» 1944 г. (портрет Серафимы Ивановны Лычевой, первой жены художника).
Тема Великой Отечественной войны нашла широкое отражение в советском искусстве. Трагические страницы войны на крымской земле раскрывает в своем творчестве Н.Я. Бут (1928-1989), автор цикла картин «Аджимушкай. 1942 год». Лаконичными средствами передано тревожное настроение на полотне «Ночь. 1941 год» (1958) Г.Г. Нисского (1903-1987) , ученика Р.Р. Фалька и основателя «сурового стиля». Работа «Солдатки. Возрождение» (1982) принадлежит кисти белорусского художника Н.И. Исаёнка (1947 г.р.).
Раздел музейного собрания искусства 1940-1980х гг. включает различные направления советского искусства от социалистического реализма до художественного нонконформизма.
Творчество известного московского художника В.Ф. Стожарова (1926-1973) посвящено русскому Северу. С 1950-х годов В.Ф. Стожаров много путешествовал по стране, собирал материалы для своих произведений в Псковской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Архангельской областях. К этому периоду относится и работа «Рыбацкая слобода» (1961).
Представленные в экспозиции произведения советской художницы Т.Н. Яблонской (1917-2005) отражают многообразие подходов в трактовке образов и живописной манеры. Работая над картиной «На стройке (Строители. Молодежь)» 1957 г., Т.Н. Яблонская была вдохновлена трудовым порывом молодых строителей, возрождающих в послевоенные годы родной Киев.
Бытовой жанр в советском искусстве 1950-1960-х гг. представлен сатирической сценойй А.А.Китаева (1925-1999) «Родное дите на периферию?!» (1954) и монументальным произведением Б.И. Вакса (1912-1989) «Первые дни на целине» (1961). Яркий пример искусства постмодернизма являет «Пейзаж» петербургского художника Т.П. Новикова (1958-2002), основателя группы «Новые художники».
Дополняют экспозицию скульптурные произведения «Портрет сына» (1928) В.И. Мухиной (1889-1953), «Женская головка» (1944) М.Г. Манизера (1891-1966), «Портрет юноши» Э.И. Неизвестного (1925-2016), «Снежок» (1954) В.Е. Селибера (1920-2011), «Пламенные годы» В.В. Петренко (1926 г.р.).