Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (25)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

Зал советского искусства

Экспозиция зала охватывает обширный временной период в отечественном искусстве — 1916 -1980х гг. Искусство 1920 -1930-х годов весьма разнообразно, в этот период Революция объединила самых разных художников общими задачами «борьбы за новую культуру». Традиции русского авангарда получают развитие в произведениях представителей объединения «Бубновый валет» Р.Р. Фалька, К.В. Кандаурова, А.В. Куприна, П.П. Кончаловского. В пейзаже «Крым. Козы. Каменистый пейзаж» (1916) Р.Р. Фальк решает проблемы живописности и абстрагирования живых впечатлений натуры.. В 1920е гг. в парижской эмиграции работает известный иллюстратор И.И. Мозалевский (1890-1975). Его произведения «Эйфелева башня» и «Деревенская прогулка» созданы в духе неопримитивизма.
В конце 1920-х гг. участник Ассоциации художников Революционной России (АХРР) Г.Г. Ряжский (1895-1952) приступил к созданию серии портретов, раскрывающих образ советской женщины. Среди них наиболее известны работы «Делегатка» (1927, ГТГ), «Председательница» (1928, ГТГ); в коллекции нашего музея представлено произведение Г.Г. Ряжского «Чувашка-учительница» (1932).
Создатель теории сферической перспективы К.С. Петров-Водкин (1878-1939) в нашей экспозиции представлен работой «Натюрморт» (1934) относящейся к позднему периоду творчества художника. решает В.А. Эйферт (1884 - 1960) в работе «Чайный натюрморт» (1927) решает сложную задачу передачи тонкой нюансировки белого.
Традиции европейского импрессионизма в пейзаже продолжают работы известного историка искусства, реставратора И.Э. Грабаря (1871-1960), автора работ «В Крыму (Портрет жены)» (1927) и «Весенний пейзаж» (1930) и пейзажиста, театрального художника К.Ф. Юона (1875-1958), автора картины «Августовский вечер. Лигачёво» 1929 г. Импрессионистическая манера характерна для поздних пейзажей В.Н. Бакшеева (1862-1958), одного из основателей «Союза русских художников» и автора работы «Пейзаж. Восход луны» (1931).
Одно из центральных мест в отечественной живописи первой половины XX в. занимает представитель авангарда П.П. Кончаловский (1876-1956). «Живопись для меня не только источник радости. Это источник жизни и силы»,– писал художник. Интерес к вещности, передаче разности фактур предметов, их оттенков художник принес с собой еще из «Бубнового валета» - эта сторона творчества раскрывается в работах «Кипарисы» (1930), «Натюрморт. Цветы» (1953). В 1920-1930е гг. в Крыму активно работает другой представитель «Бубнового валета» и последователь «сезаннизма» А.В. Куприн, автор работ «В крымском лесу» (1932) и «Бахчисарайский полдень» (1935).

Важной составляющей эпохи является творчество художника-монументалиста А.А. Дейнеки (1899-1969), автора монументального панно «Гражданская авиация» (1932), героического полотна «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). В 1930е гг. в творчестве художника появляется множество женских образов, портреты наполняются одновременно реализмом и романтизмом. Отголоском этой серии портретов звучит «Женский портрет» 1944 г. (портрет Серафимы Ивановны Лычевой, первой жены художника).

Тема Великой Отечественной войны нашла широкое отражение в советском искусстве. Трагические страницы войны на крымской земле раскрывает в своем творчестве Н.Я. Бут (1928-1989), автор цикла картин «Аджимушкай. 1942 год». Лаконичными средствами передано тревожное настроение на полотне «Ночь. 1941 год» (1958) Г.Г. Нисского (1903-1987) , ученика Р.Р. Фалька и основателя «сурового стиля». Работа «Солдатки. Возрождение» (1982) принадлежит кисти белорусского художника Н.И. Исаёнка (1947 г.р.).

Раздел музейного собрания искусства 1940-1980х гг. включает различные направления советского искусства от социалистического реализма до художественного нонконформизма.
Творчество известного московского художника В.Ф. Стожарова (1926-1973) посвящено русскому Северу. С 1950-х годов В.Ф. Стожаров много путешествовал по стране, собирал материалы для своих произведений в Псковской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Архангельской областях. К этому периоду относится и работа «Рыбацкая слобода» (1961).
Представленные в экспозиции произведения советской художницы Т.Н. Яблонской (1917-2005) отражают многообразие подходов в трактовке образов и живописной манеры. Работая над картиной «На стройке (Строители. Молодежь)» 1957 г., Т.Н. Яблонская была вдохновлена трудовым порывом молодых строителей, возрождающих в послевоенные годы родной Киев.
Бытовой жанр в советском искусстве 1950-1960-х гг. представлен сатирической сценойй А.А.Китаева (1925-1999) «Родное дите на периферию?!» (1954) и монументальным произведением Б.И. Вакса (1912-1989) «Первые дни на целине» (1961). Яркий пример искусства постмодернизма являет «Пейзаж» петербургского художника Т.П. Новикова (1958-2002), основателя группы «Новые художники».

Дополняют экспозицию скульптурные произведения «Портрет сына» (1928) В.И. Мухиной (1889-1953), «Женская головка» (1944) М.Г. Манизера (1891-1966), «Портрет юноши» Э.И. Неизвестного (1925-2016), «Снежок» (1954) В.Е. Селибера (1920-2011), «Пламенные годы» В.В. Петренко (1926 г.р.).