Настоящая фамилия Н. В. Томского — Гришин. Он родился 19 декабря 1900 года в семье кузнеца в большом селе Рамушево, под Старой Руссой. В годы Первой мировой войны его отца призвали в армию, и Николай остался в большой семье единственным работником. В девятнадцать лет его призывают в Красную Армию и отправляют на фронт, где в боях с белополяками он получил ранение. После выздоровления его оставили работать писарем при пересыльном пункте Старорусского горвоенкомата. В эти годы он становится активным участником местной художественной самодеятельности, мечтает стать артистом. Именно тогда Николай Гришин выбрал красивый псевдоним — Томский, оставшийся с ним затем на всю жизнь. Он часто выступал в любительских спектаклях, писал плакаты и афиши, с большим увлечением рисовал своих товарищей и знакомых. Его рисунки отличались острыми характеристиками, портретным сходством. На работы Томского обратил внимание руководитель драмкружка — известный художник Василий Семенович Сварог, который в то время жил в Старой Руссе, приехав к больной матери. Он-то и посоветовал Николаю серьезно заняться лепкой: «Рисунок у тебя скульптурный. Ты хорошо чувствуешь объем».
Этот добрый совет мастера решил дальнейшую судьбу Н. Томского. В 1923 году, после демобилизации из армии, он едет учиться в Петроград и поступает на скульптурный факультет художественно-производственного техникума. Учебу на этом факультете он успешно окончил в 1927 году. Под руководством талантливого скульптора В. В. Лишева Николай Томский овладел не только основами профессионального мастерства, но и подготовился к самостоятельной работе. Уже в 1925 году в Ленинградском государственном музее Революции открылась выставка, посвященная памяти В. И. Ленина. На ней впервые были показаны две работы студента Николая Томского. Одна из них — бюст В. И. Ленина в детстве — получила хорошую оценку и была приобретена музеем.

Памятник С.М. Кирову, 1938. Санкт-Петербург
В 1928–30 годах Николай Томский создает бюсты А. М. Горького, А. В. Луначарского, К. Е. Ворошилова. Первой работой Томского в монументальной скульптуре был бюст Карла Маркса (1932 г.). В конце 30-х годов Томский попробовал себя в героической теме, создав памятник С. М. Кирову в Ленинграде, М. В. Ломоносову, М. И. Кутузову в Москве. За монумент С. М. Кирову Томский был удостоен Государственной премии СССР. Можно считать, что это был первый крупный успех талантливого художника-реалиста, принесший ему известность в стране.
После Великой Отечественной войны Н. В. Томский принимает участие в проектировке и восстановлении памятника адмиралу П. С. Нахимову в Севастополе. И по сегодняшний день этот монумент является одной из визитных карточек города.
В коллекции Симферопольского художественного музея находится гипсовый бюст адмирала П. С. Нахимова этого периода (поступил в фонды в 1951 году). Адмирал изображен во флотской шинели, с адмиральским эполетами и крестом Святого Георгия 4-й степени, полученным еще в должности лейтенанта за Наваринское сражение.

Первый вариант памятника был открыт 18 ноября 1898 года, в честь 45-й годовщины Синопского сражения. Авторами монумента выступили художник-любитель, генерал Александр А. Бильдерлинг и скульптор Иван Н. Шредер. По воспоминаниям советского художника-графика, архитектора Николая М. Быльева-Протопопова, на пьедестале были начертаны строки из стиха графини Евдокии Растопчиной, посвященные обороне Севастополя:
Двенадцать раз луна менялась.
Луна всходила в небесах.
И поле смерти расширялось,
И все осада продолжалась
В облитых кровию стенах.
В то время памятник Нахимову, в отличие от современного стоял лицом к бухте, а к городу спиной, символически защищая Севастополь от нападения с моря.
В первоначальном виде памятник Нахимову просуществовал всего 30 лет и был демонтирован в 1928 году в связи с вышедшим декретом «О снятии памятников царям и их слугам». Массивный цоколь был оставлен и в 1932 году на него водрузили памятник В. И. Ленину скульптора В. В. Козлова.
5 ноября 1959-го, состоялось открытие нового памятника Нахимову. Авторы монумента Н. В. Томский, архитектор А. В. Арефьев и архитектор М. З. Чесаков при работе над новым изваянием за основу взяли старые чертежи и фотографии, но внесли отдельные изменения, которые сделали памятник еще красивее и величественнее. За эту работу Томского наградили Золотой медалью Академии художеств СССР.




















