Его творчество явилось вершиной в развитии русской реалистической живописи и находило широкий общественный отклик. И. Е. Репин работал над сложными современными и историческими темами, портретами, жанровыми сценами, иллюстрациями. Множество рисунков и живописных этюдов говорят о постоянном пытливом изучении натуры.
Родился будущий художник в городе Чугуеве Харьковской губернии. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учебу в школу топографов — эта специальность, связанная со съемочными и чертежными работами, считалась в Чугуеве престижной. Однако через два года учебное заведение было упразднено, и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику Т. М. Бунакову.
В 1863 г. И. Е. Репин поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, а в 1864–1871 годах обучался в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Илья Ефимович упорно занимался в рисовальном классе, лепил, посещал публичные лекции по истории искусства, занимался анатомией, перспективой. Он прекрасно овладел рисунком, светотенью, составлял многофигурные композиции. В 1865 году И. Е. Репин получил серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян», в 1869 году — малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» и позднее, в 1871, большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира».
«Воскрешение дочери Иаира» 1871, Русский музей
На 1870–1880-е годы пришелся период расцвета искусства художников круга Товарищества художественных передвижных выставок. В это время на передвижных выставках представлял свои работы и И. Е. Репин, получивший вскоре в художественной среде имя «богатыря русской живописи».
Одной из первых работ Ильи Ефимовича, получивших широкую известность, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870–1873). Она была написана по воспоминаниям от поездки на Волгу на этюды вместе с художником Константином Савицким. Вид бурлаков, тянущих на лямке баржу, произвел на Репина неизгладимое впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом отдыхающих, живописной природой. На Волге И. Е. Репин мог наблюдать жизнь бурлаков, познакомиться с их бытом. С «Бурлаков» началась слава Репина. Широко известны работы «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891), остро-социальная работа «Арест пропагандиста» (1880), овеянная духом революционных идей.
«Бурлаки на Волге» (1870–1873), Русский музей
Тематика творчества И. Е. Репина многообразна, он обращается к жанровым работам, историческим сюжетам, характерным портретам. По живописным произведениям И. Е. Репина можно воссоздать отечественную «историю в лицах»: он пишет известного хирурга Н. И. Пирогова, композитора М. П. Мусоргского, писателя Л. Н. Толстого, химика Д. И. Менделеева, поэта В. Маяковского, ученого-биолога И. П. Павлова, актрису П. А. Стрепетову…
В собрании Симферопольского художественного музея представлено несколько полотен художника: «Портрет крестьянина» (1889), «Этюд академической натурщицы» (1890-е ?), «Солоха и дьяк» (1926). В графической коллекции хранится карандашный портрет М. К. Тенишевой.
«Портрет крестьянина» отличается лаконичностью выразительных средств и убедительностью образа. Величественная фигура старика в коричневой сермяге с окладистой черной бородой отмечена внутренним чувством собственного достоинства.
Этюд натурщицы был написан в то время, когда знаменитый художник был профессором в исторической мастерской Академии художеств. Простая учебная штудия перерастает в картинный образ. Свет, пространство, воздух мастерской, знание пластической анатомии и виртуозное исполнение женской фигуры, прекрасно написанные пушистые волосы — все представлено естественно и реалистично.
К позднему периоду творчества И. Е. Репина относится небольшая работа «Солоха и дьяк». Это живописная иллюстрация к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Она была выполнена в 1926 г., когда художнику было 82 года. Он безвыездно жил на своей даче, в Пенатах, и создавать большие, значительные картины уже не мог. Но тем и интересна эта работа — она является свидетельством страстного желания пожилого мастера работать, писать, и он это делал до последних своих дней.
«Наша задача — содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории — вот наши темы. краски у нас — орудие, они должны выражать наши мысли, колорит наш — не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».
Илья Репин
Екатерина Старостина,
Александра Кугушева
Александра Кугушева