Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Декабрь 2024 (2)
Ноябрь 2024 (31)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)

К 185-летию И.Н. Крамского

8 июня исполняется 185 лет со дня рождения русского живописца Ивана Николаевича Крамского (1837-1887)

Иван Николаевич Крамской родился 8 июня (27 мая по старому стилю) 1837 г. в Острогожске Воронежской губернии, в небогатой мещанской семье. С детства он занимался рисованием, работал акварелью. В 16 лет поступил в ретушеры в одном из фотосалонов Харькова.
В 1856 г. Крамской переехал в Петербург, работал у столичных фотографов. В 1857 г. поступил в Академию художеств, в мастерскую исторического живописца Алексея Тарасовича Маркова (1802-1878). По эскизам Маркова он работает над рисованием картоном для плафона в храме Христа Спасителя в Москве.
Во время обучения Крамской получил малую серебряную за картину «Умирающий Ленский» (1860), большую серебряную медаль за этюд с натуры (1861) и малую золотую медаль за написанную по программе картину «Моисей источает воду из камня».

В 1863 г. 14 молодых художников, во главе с Крамским, отказались писать картины на заданную тему на получение большой золотой медали – «Пир в Валгалле» и вышли из академии. В том же году была образована художественная артель, в 1870 г. основали товарищество передвижных выставок во главе с Г.Г. Мясоедовым.

К лучшим произведениям Крамского относятся картины: «Майская ночь» (по Гоголю), «Лунная ночь», «Неутешное горе», «Полесовщик», «Созерцатель», «Христос в пустыне» и некоторые другие.

Известны статьи критика В. Стасова о творчестве И.Н. Крамского: «Главный же поток его мысли всегда силен, правдив, страстен, стремителен, неудержимо несется «к новым берегам» искусства. Крамской всегда и прежде всего мечтает о настоящем художестве, о настоящем художнике будущего, им посвящает он все свои самые сердечные помыслы. Рассказывая однажды Репину содержание историю своей картины «Христос перед народом», он писал (6 января 1874 г.): «Я много потратил времени на рисунок, я лишился аппетита, когда нос оказывался не на своем месте или глаз сидит недостаточно глубоко: это было сущее несчастие! Но, наконец, я овладел материалом и достиг до известной степени согласия между внутренним огнем, который там клокочет, и рукою, работающей хладнокровно и спокойно, как будто нет никакой лихорадки...». [В. Стасов «Творчество Крамского» // Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. В 3 ч. Ч.3. Русское искусство. Советское искусство / Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - с.174-179].

К 185-летию И.Н. КрамскогоК 185-летию И.Н. Крамского

«В 1872 году Крамской написал своего «Христа в пустыне», превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению». [В. Стасов «Творчество Крамского»]

«Портретов написал Крамской на своем веку огромное множество, и, конечно, не все они могут иметь одинаково высокое художественное значение. Но между ними очень многие — создания истинно великолепные, изумительные по жизненности, по правде, по глубокой характеристике. Первым идет портрет поэта Шевченко (1871) — портрет, ярко показавший всю силу таланта и оригинальности Крамского; затем прекрасные портреты его товарищей: Антокольского, барона М.К. Клодта, Васильева (1871-1872). В 1873 году им написано два портрета с графа Льва Толстого. На выставке 1874 года явился превосходный портрет пейзажиста Шишкина, тогда еще молодого человека, во весь рост, среди поля» [В. Стасов «Творчество Крамского»]. Широко известны также портреты писателя Д.В. Григоровича (1876) и художника А.Д. Литовченко (1879); А.С. Суворина (1881).
К 185-летию И.Н. КрамскогоК 185-летию И.Н. Крамского


Крамской занимался также гравированием на меди крепкой водкой; в числе исполненных им офортов, лучшие – портреты императора Александра III, в бытность его наследником цесаревичем, Петра Великого и Тараса Шевченко.
В постоянной экспозиции Симферопольского художественного музея представлен офорт И.Н. Крамского «Портрет Т.Г. Шевченко» 1871 г., поступивший из Государственного Русского музея в 1952 г.

В коллекции музея также хранится «Портрет Петра I», выполненный Крамским с живописного портрета кисти И. Никитина: «с картины, принадлежащей графу П.С. Строганову. Подп.: «И. Крамской 1872». Портрет печатался для издания альбома «Памяти Петра Великого, альбом гравюр… изд. Обществом русских аквафортистов, в 200-летнюю годовщину рождении Петра. СПБ. 1872».
К 185-летию И.Н. КрамскогоК 185-летию И.Н. Крамского


Без И.Н. Крамского невозможно представить художественную культуру второй половины ХIХ века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов.

Кугушева А.Ю.