8 июня исполняется 185 лет со дня рождения русского живописца Ивана Николаевича Крамского (1837-1887)
Иван Николаевич Крамской родился 8 июня (27 мая по старому стилю) 1837 г. в Острогожске Воронежской губернии, в небогатой мещанской семье. С детства он занимался рисованием, работал акварелью. В 16 лет поступил в ретушеры в одном из фотосалонов Харькова.
В 1856 г. Крамской переехал в Петербург, работал у столичных фотографов. В 1857 г. поступил в Академию художеств, в мастерскую исторического живописца Алексея Тарасовича Маркова (1802-1878). По эскизам Маркова он работает над рисованием картоном для плафона в храме Христа Спасителя в Москве.
Во время обучения Крамской получил малую серебряную за картину «Умирающий Ленский» (1860), большую серебряную медаль за этюд с натуры (1861) и малую золотую медаль за написанную по программе картину «Моисей источает воду из камня».
В 1863 г. 14 молодых художников, во главе с Крамским, отказались писать картины на заданную тему на получение большой золотой медали – «Пир в Валгалле» и вышли из академии. В том же году была образована художественная артель, в 1870 г. основали товарищество передвижных выставок во главе с Г.Г. Мясоедовым.
К лучшим произведениям Крамского относятся картины: «Майская ночь» (по Гоголю), «Лунная ночь», «Неутешное горе», «Полесовщик», «Созерцатель», «Христос в пустыне» и некоторые другие.
Известны статьи критика В. Стасова о творчестве И.Н. Крамского: «Главный же поток его мысли всегда силен, правдив, страстен, стремителен, неудержимо несется «к новым берегам» искусства. Крамской всегда и прежде всего мечтает о настоящем художестве, о настоящем художнике будущего, им посвящает он все свои самые сердечные помыслы. Рассказывая однажды Репину содержание историю своей картины «Христос перед народом», он писал (6 января 1874 г.): «Я много потратил времени на рисунок, я лишился аппетита, когда нос оказывался не на своем месте или глаз сидит недостаточно глубоко: это было сущее несчастие! Но, наконец, я овладел материалом и достиг до известной степени согласия между внутренним огнем, который там клокочет, и рукою, работающей хладнокровно и спокойно, как будто нет никакой лихорадки...». [В. Стасов «Творчество Крамского» // Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. В 3 ч. Ч.3. Русское искусство. Советское искусство / Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - с.174-179].
«В 1872 году Крамской написал своего «Христа в пустыне», превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению». [В. Стасов «Творчество Крамского»]
«Портретов написал Крамской на своем веку огромное множество, и, конечно, не все они могут иметь одинаково высокое художественное значение. Но между ними очень многие — создания истинно великолепные, изумительные по жизненности, по правде, по глубокой характеристике. Первым идет портрет поэта Шевченко (1871) — портрет, ярко показавший всю силу таланта и оригинальности Крамского; затем прекрасные портреты его товарищей: Антокольского, барона М.К. Клодта, Васильева (1871-1872). В 1873 году им написано два портрета с графа Льва Толстого. На выставке 1874 года явился превосходный портрет пейзажиста Шишкина, тогда еще молодого человека, во весь рост, среди поля» [В. Стасов «Творчество Крамского»]. Широко известны также портреты писателя Д.В. Григоровича (1876) и художника А.Д. Литовченко (1879); А.С. Суворина (1881).
Крамской занимался также гравированием на меди крепкой водкой; в числе исполненных им офортов, лучшие – портреты императора Александра III, в бытность его наследником цесаревичем, Петра Великого и Тараса Шевченко.
В постоянной экспозиции Симферопольского художественного музея представлен офорт И.Н. Крамского «Портрет Т.Г. Шевченко» 1871 г., поступивший из Государственного Русского музея в 1952 г.
В коллекции музея также хранится «Портрет Петра I», выполненный Крамским с живописного портрета кисти И. Никитина: «с картины, принадлежащей графу П.С. Строганову. Подп.: «И. Крамской 1872». Портрет печатался для издания альбома «Памяти Петра Великого, альбом гравюр… изд. Обществом русских аквафортистов, в 200-летнюю годовщину рождении Петра. СПБ. 1872».
Без И.Н. Крамского невозможно представить художественную культуру второй половины ХIХ века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов.
Кугушева А.Ю.