Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Апрель 2024 (26)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

К 100-летию Адама Захаровича Каца

Адам Захарович Кац родился 10 марта 1923 г. в Одессе, учился рисованию в студии при городском Дворце пионеров. В 1941 году окончил Одесское художественное училище.

В годы Великой Отечественной войны А. Кац воевал на Кавказском фронте, был ранен, контужен. После войны продолжил художественное образование, поступив в Ленинградский институт им. Репина. Здесь он учился до 1950 г. в мастерской профессора Р.Р. Френца. Его дипломной работой в институте им. Репина была картина «Ходоки у В.И. Ленина».

К 100-летию Адама Захаровича КацаК 100-летию Адама Захаровича Каца


К 100-летию Адама Захаровича КацаПосле выпуска получил звание художника-живописца и был направлен по распределению в г. Южно-Сахалинск (о. Сахалин), где возглавлял Товарищество художников до 1954 г.

В 1954 г. А. Кац переехал в Симферополь, преподавал в Крымском художественном училище им. Н.С. Самокиша. В 1962 году он был принят в Союз художников СССР. Избирался членом областного художественного совета, председателем оргбюро секции живописи, главным художником Крымского художественно-производственного комбината.

А. Кац участвовал в областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1955 г. он написал портрет известного советского и крымского художника М.М. Щеглова, вошедший в коллекцию Симферопольского художественного музея в 1977 г. Портрет демонстрирует блестящее владение живописными приемами и тонкий психологизм модели.

Посетив в 60-е годы строительство Северо-Крымского канала, Адам Захарович был вдохновлен энтузиазмом его строителей. Впоследствии им были созданы работы: «Портрет геодезистки Вали Вовчик», «Групповой портрет бригады коммунистического труда И. Крепака», групповой портрет «Они побеждают засуху» 1963 г. и другие.

К 100-летию Адама Захаровича Каца

В 1963 г. был завершен триптих, посвященный творчеству великого украинского поэта и художника Т.Г. Шевченко, поэзию которого хорошо знал и любил А. Кац. Созданию трехчастной композиции «Кобзарь» предшествовала работа над графическими листами, отражающими различные этапы жизни поэта: «Не каюсь!», «Т.Г. Шевченко в экспедиции», «Т.Г. Шевченко с киргизским мальчиком» и другие.

Триптих экспонировался на выставках, посвященных 150-летию со дня рождения поэта, в Киеве, Москве и других городах, получил широкое признание общественности. В 1964 году А. Кацу за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств УССР».

К 100-летию Адама Захаровича КацаК 100-летию Адама Захаровича КацаК 100-летию Адама Захаровича Каца

К 100-летию Адама Захаровича Каца

Большой ценитель классической музыки, Адам Захарович на протяжении 10 лет (1968–1977 годы) осуществлял замысел художественного воплощения образа всемирно известного композитора Людвига ван Бетховена, основной идеи его 9-й симфонии — призыва к борьбе за свободу, к единению человечества («Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!»). В своем триптихе «Раздумье к 9-ой симфонии Бетховена» он показал актуальность произведения великого композитора в наши дни.

Интересно обращение к образу великого музыканта в работе «Натюрморт со скрипкой» 1971 г. (СХМ), где изображен гипсовый слепок с посмертной маски Бетховена.

К 100-летию Адама Захаровича КацаК 100-летию Адама Захаровича Каца

(слева – «Импровизация», центральная часть триптиха «Раздумья к 9-й симфонии Бетховена»)

А. Кац плодотворно работал и в области портрета. Люди интеллектуального труда, ветераны войны, рабочие, колхозники обретают в его творчестве выразительные портретные характеристики. В портретах художников М.М. Щеглова, Н.С. Барсамова, С.Г. Мамчича, скульптора Л.С. Смерчинского созданы образы людей увлеченных, духовно богатых. Работая над портретом, художник вводит в композицию атрибуты, способствующие более полному раскрытию образа, или изображает человека в процессе труда: за мольбертом, у станка, на винограднике.

К 100-летию Адама Захаровича КацаК 100-летию Адама Захаровича Каца

Портреты Н.С. Барсамова

К 100-летию Адама Захаровича КацаВ 1969 г. А. Кац работает над портретом художника Г.Г. Нисского (СХМ). Художник изображен, вероятно, в интерьере своей мастерской, на фоне картины «Автострада»; на стенах мастерской размещены любимые произведения мастера, представляющая богатство мировой культуры: гравюра японского художника Утамаро, частичная черно-белая репродукция с бюстом Нефертити; слева помещена русская икона, изображающая Богоматерь с младенцем.

В последние годы А. Кац работал над портретами современников, полотном «В.И. Ленин и Н.К. Крупская у студийцев ВХУТЕМАСа» (1976–1980). Его собрание этюдов и эскизов представляет итог серьезной и плодотворной работы мастера.



К 100-летию Адама Захаровича Каца

Портрет К. Маркса (этюд)