20 мая 2014 года исполняется 115 лет со дня рождения Александра Александровича Дейнеки (1899-1969), российского художника и графика.
А.А. Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур.
Родился художник в Курске в семье рабочего. Учился в Харьковском художественном училище. В 1919-1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС.
Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. А.А. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства.
А.А. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Интенсивно работал А.А. Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Одна из лучших его живописных многофигурных композиций — «Оборона Севастополя» 1942 года.
А.А. Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты.
«Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов... Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
В «Женском портрете» 1944 года, представленном в основной экспозиции Симферопольского художественного музея, нашло отражение стремление художника к монументальным формам и необычному использованию перспективы. Сдержанность и лаконичность образа наполняют портрет внутренней динамикой и придают ему особую выразительность.
Впрочем, в безымянный портрет художник, так или иначе, вложил намного больше, чем может показаться на первый взгляд. На втором плане намечена силуэтами часть большой картины. Это копия картины Веронезе «Брак в Канне Галилейской» (Вторая треть XVI века. Холст, масло 207 x 457 см. Дрезден. Картинная галерея).
Второе название картины по инициалам «С.И.Л.», указанным на обороте, позволяют предположить, что на холсте изображена Серафима Ивановна Лычева, первая жена художника.