Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К 170-летию В.М. Васнецова
15 мая 2018 г. исполняется 170 лет с

Архив новостей

Май 2018 (25)
Апрель 2018 (27)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (18)
Январь 2018 (21)
Декабрь 2017 (26)

К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)

Сто лет назад, в первом за 1918 год выпуске «Известий караимского духовного правления» вышла небольшая заметка, оформленная в черную рамку – скорбный лист караимов, убитых в дни красного террора в Евпатории, Симферополе, Севастополе. Среди 20-ти перечисленных имен (ни дат, ни званий) указан Казас Михаил Моисеевич, 28-летний художник из Севастополя, выпускник Мюнхенской академии художеств, убитый 23 февраля 1918 года. Последние четыре года Михаил Казас провел на войне. Перед началом Первой мировой, он был призван в действующую армию (в санитарные войска), где проходил службу в чине прапорщика. В 1914-1917 годах его 37-й Екатерининский пехотный полк участвовал в кровопролитных боях. 23 февраля 18-го года художник был в родном Севастополе во время своего 10-дневного отпуска.

Михаил Моисеевич Казас родился 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1889 года в семье педагога, выпускника Санкт-Петербургского университета Моисея Ильича Казаса и Екатерины Казас. Дядей Михаила был караимский просветитель Илья Ильич Казас, а дедушкой по материнской линии – Иосиф Эрак, литератор, переводчик классической русской литературы на тюркский язык, поэт.
Рос Михаил в большой семье, где царила атмосфера уважения к творчеству и искусству художника (после поездки Моисея Ильича в Италию одному из сыновей даже дали имя Рафаэль). Семья Казасов часто собиралась за столом читать вслух, в доме была большая библиотека, выписывались новинки литературы. Как вспоминала сестра художника Александра Казас, Михаил начал рисовать уже в три года и в дальнейшем «без карандаша, красок и бумаги его трудно было представить». Кроме рисования он играл на флейте и балалайке, занимался поэзией и пением.
К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)

Талантливый мальчик был замечен преподавателем рисования Константиновского реального училища Николаем Янышевым, куда Михаил поступил в девятилетнем возрасте. Янышев, воспитанник Академии художеств, «поощрял его и взялся, совершенно безвозмездно, давать ему уроки, помимо училища, у себя на дому, что он делал до окончания Михаилом реального училища в 1906 году» [1]. Между учеником и учителем впоследствии возникли трения: Янышев стоял на позициях передвижников, а Казас стал горячим поклонником «Мира искусства», творчества Серова и Врубеля.
Судьбоносным событием для молодого художника стала встреча с академиком батальной живописи Францем Рубо, который в 1905 году прибыл в Севастополь для создания панорамы «Оборона Севастополя». «Ф. Рубо нашел его очень талантливым, предсказал ему большое художественное будущее и посоветовал поехать учиться в Мюнхенскую академию художеств», где сам обучался, – рассказывает в биографии художника Александра Казас. После окончания реального училища, Михаил Казас был настолько подготовлен, что без труда поступает в Мюнхенскую академию.
К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)

Рубеж XIX – ХХ веков был для столицы Баварии «золотым веком»: город стал колыбелью немецкого модерна, Сецессиона, здесь проводились международные художественные выставки, сюда приезжали жить и учиться многие русские писатели и художники (Жуковский, Тютчев, Репин, Грабарь, Петров-Водкин и многие другие). Здесь Казас проходит большую профессиональную школу, следит за новейшими течениями искусства. Внутреннему духу художника больше всего соответствует эстетика стиля модерн.
К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)

Ежегодно, во были время летних каникул Михаил Казас возвращается домой в Севастополь, всегда с этюдником и альбомом. Во время одной из таких поездок, в августе 1910 года, он вместе со своими друзьями, художниками-дилетантами, делают совместную «Выставку 4-х». На ней были представлены академические этюды и рисунки Михаила, наклеенные на листы серой бумаги, серия иллюстраций по мотивам «Слово о полку Игореве». Для покрытия затрат на аренду квартиры посетителю вручался рукописный каталог стоимостью 5 копеек. На двух сохранившихся фотографиях видно, что большинство экспозиции занимают работы Казаса – именно он был звездой этой выставки.
К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)

Благодаря поддержке старшего брата Ильи, на средства которого Михаил учился, Казас в течении трех лет путешествует по Европе и России. Сначала по совету брата он отправляется в Париж, совершенствоваться в художественных мастерских, затем отправляется на Кавказ, где жил старший брат, в 1913 году посещает Петербург. Наблюдательность и жизненные впечатления художника сливаются в его творчестве с интересом к литературе, «книжным» знанием. Жизнь художника, проходившая в движении, выразилась в разнообразии форм, многоголосии персонажей, широком охвате эпох и культур, в самом характере творчества – эскизном, этюдном, как будто бы предварительном и незаконченном. Судя по сохранившемуся творческому наследию художника, в дальнейшем Казас мог состоятся и как художник-иллюстратор, и как глубокий портретист, и как театральный художник.
К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)

Ни за время своего обучения, ни после него Казас не присоединился к какому-либо обществу, не делал попыток разрекламировать себя, стать престижным и популярным у заказчиков. Как предполагается, единственным крупным заказом художника была роспись «Скифы» для оформления фриза здания севастопольского театра, которая так и не была осуществлена (сохранилось лишь панно).
Путь Михаила Казаса как художника был прерван сначала призывом в армию, а затем и на фронт. Наиболее плодотворный период его творчества длился, таким образом, недолгие 5 лет, с 1909 по 1914 годы. Сохранилось несколько зарисовок, которые художник успевает сделать в тяжелых фронтовых условиях. Те, что он захватил с собой вовремя последнего прибытия домой.
К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)

Выдающийся крымский искусствовед Рудольф Трофимович Подуфалый, заново открывший имя художника Михаила Казаса, размышляя о несбывшемся, неосуществленном искусстве Крыма, делает заключение: «Когда мы говорим о несбывшемся искусстве, мы имеем ввиду именно искусство, а не художника… Все те, кого мы потеряли, как художники состоялись…, иначе нечего было бы терять. Только один пример – Михаил Казас. Говорят: да, он был талантливым, но ничего не успел, остались от него только наброски, этюды, эскизы. Все так, но только по форме. М. Казас уже в 1910 году проявил себя самобытным художником: он оставил нам композиции, т.е. законченные и совершенные произведения. Его недописанное полотно «Скифы» – лучшая историческая картина в крымском искусстве, поражающая красотой и выразительностью поэтического образа. Свободному, эскизному стилю М. Казаса были свойственны те черты, о которых как о своих говорил М.А. Врубель: «культурное чутье, фантазия, натиск, восторг».
Дарья Фращенко,
методист по научно-просветительской
деятельности музея

К дню памяти крымского художника Михаила Казаса (1889-1918)
Ссылки:
1. Казас А. М. Биография художника-­живописца Михаила Моисеевича Казаса / А. М. Казас // Крымские искусствоведческие чтения. Сборник материалов – Симферополь, 2009. – С. 79-81.
2. Подуфалый Р.Т. Несбывшееся искусство (утраченное и неосуществленное искусство Крыма) // Девятые крымские искусствоведческие чтения – Симферополь, 2004. – С. 39-49
3. Скорбный лист: [список убитых в Евпатории, Севастополе, Симферополе, близ станции Альма] // Известия Караимского духовного правления. – Евпатория, 1918. - № 1 (июль). – С. 27-28.