Яркий пример иллюстраций к сочинениям М. Ю. Лермонтова представляет графическая серия караимского художника стиля модерн Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918). В 1910е гг., по возвращении из Европы, где он учился в Мюнхенской Королевской Академии изящных искусств, Михаил Казас работает в Крыму, путешествует по Кавказу и Закавказью, выполняет многочисленные зарисовки карандашом, в легких эскизах живописует быт кавказских народов («Черкесы», «Тауз (Закавказье)», «Улочка в Таузе»). Позднее художник отправляется в Санкт-Петербург, чтобы ближе познакомиться с русским изобразительным искусством.
"Черкесы"
"Тауз (Закавказье)"
"Улочка в Таузе"
Два рисунка этого периода посвящены главному герою романа «Герой нашего времени» Печорину («У источника» и «Печорин среди горцев»). Образы «водяного общества» и воинственных черкесов, созданные в набросках, не имеют точной привязки к тексту, но могут служить иллюстрацией к целым главам повестей «Бэла» и «Княжна Мэри»:
«Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное обшество».
«Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Тут
толпилось шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов
остановился для ночлега».
Иллюстрации М.М. Казаса к произведениям М. Ю. Лермонтова являются ярким примером графики Серебряного века. Творчество художника представляет одну из наиболее интересных страниц в коллекции Симферопольского художественного музея.
"У источника"
"Печорин среди горцев"