Только в фондах двух музеях Крыма: в Севастопольском и Симферопольском художественных музеях имеются работы Михаила Александровича Врубеля. Гениальный художник прославил свое имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства, блестяще владел всеми графическими материалами.
Врубель был умным и глубоким человеком, прекрасно знал классическое искусство и литературу, иностранные языки. Он был открытым и легким в общении, но весь состоял из парадоксов. Но несмотря на легкомысленное богемное существование, Врубель очень серьезно относился к своему творчеству, и в то же время, при всем серьезном и ревнивом отношении к своим произведениям в процессе работы, он легко расставался с ними тогда, когда они уже были готовы.
Михаил Александрович обладал даром графической черты и формы, ни одна работа не могла застать его врасплох. Он мог мастерски справиться с любой работой, считая ее вызовом своему мастерству: написать картину, расписать блюдо, изваять скульптуру, придумать различные ни на что не похожие орнаменты и виньетки, сочинить театральный занавес. Врубель мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем «модерн», вызов которого был принят художником. Черты этого стиля особенно свойственны некоторым панно Врубеля (триптих «Фауст» для дома А. В. Морозова в Москве, 1856; «Утро», 1897)». Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы («Пан», 1899, «К ночи», 1900, «Сирень», 1900).
Княгиню Тенишеву Михаил Александрович запечатлел и в живописи, и в графике в образе скандинавской богини валькирии. В коллекции нашего музея хранится ее карандашный портрет, близкий к живописному образу.
Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928) – русская дворянка, оперная певица, общественный деятель, педагог, художник-эмальер, коллекционер, меценат, создала талашкинские художественно-промышленные мастерские, которые стали центром возрождения неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве. С Михаилом Александровичем они были большими приятелями. Какое-то время Врубель со своей женой жил в ее имении Талашкино. Именно здесь в 1899 г. им была написана широко известная картина «Пан».
Из воспоминаний композитора Бориса Карловича Яновского:
«...Врубель в это время много работал Наконец, мы поехали к кн. Тенишевой, сначала в ее имение Талашкино возле Смоленска, где пробыли до 22 июля. Роскошная природа, полная свобода действий, веселье, шум — все дышало жизнью и притом не могло не отразиться на настроении. К тому же общество, где первенствующую роль играли художники, артисты, музыканты, споры и разговоры об искус¬стве, где каждый занят разрешением какой-нибудь художественной задачи и т. п., похоже было скорей на Италию времен Ренессанса, чем на Россию XIX века. Скульптор Трубецкой лепил статую княгини Тенишевой, А. В. Прахов делал проект церкви для Талашкина, пианист Я. Медем, скрипач Р. Фидельман, все это работало, жило и плодотворно работало, и плодотворно жило. Врубель написал тут портрет кн. Тенишевой, изобразив ее в виде Валькирии. Великолепное, мощное произведение! Здесь Врубель сделал акварельный проект для той же церкви в Талашкине, десять рисунков балалаек для балалаечной мастерской кн. Тенишевой и главную работу этого лета — «Пана».
История «Пана» любопытная. Первоначально на этом же холсте Врубель начал писать портрет своей жены. Портрет уже близился к концу. Как-то вечером Врубель прочитал книжку Анатоля Франса «Puit de s-t Glair». Большое впечатление на него произвел тот рассказ, где старый сатир повествует о давно прошедших временах. На другое же утро Врубель на моих глазах соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать «Пана» (сам он называл его «Сатир»). Эта работа так увлекла его, что через день он позвал жену и меня и уже демонстрировал нам почти вполне законченную картину! Пейзаж на картине взят с натуры: это вид с террасы хотылевского дворца на открывающиеся дали. По изумительному настроению, по тонкости колорита это, несомненно, одно из капитальнейших произведений гениального Врубеля, невзирая на то, что, как заметил впоследствии Репин (с чем, впрочем, и сам Врубель согласился), плечо сатира смято».
В искусстве серебряного века Врубель сыграл огромную роль. В своем творчеством он отразил как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Характеризуя художника и его творчество, К. Петров-Водкин писал: «Врубель был нашей эпохой».
Литература:
Дмитриева Н.А. Михаил Александрович Врубель. - Л.: Художник РСФСР, 1990. – 180 с., ил.
Билибин И. Памяти кн. М.Кл. Тенишевой // Возрождение, 1928. – № 1052 от 19 апреля.