Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Март 2024 (28)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)
Октябрь 2023 (26)

Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)

Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)
Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)

К дореволюционным произведениям русского искусства примыкают работы Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918) начала XX в. Стиль эклектики, господствовавший в Европе в 1860-70 гг., породил стиль модерн (фр. moderne - современный). Основной его особенностью стали реминисценции и повторения предыдущих художественных стилей. Художники модерна – Альфонс Муха, А.Н. Бенуа, Густав Климт, Л.С. Бакст, - черпали вдохновение из искусства Азии (особенно Японии), Древнего Египта и других древних цивилизаций.
К модерну обратился и Казас. В его работах, графических и живописных, мы видим восточные мотивы («Богач и бедняк», «Молла Насреддин»), сюжеты ветхой старины и средневековья Европы («Мелисанда»). Отдельную страницу его творчества составляют антики.
Фризовая композиция «Вакханалии» (Б., акв., карандаш, 7х28 см) прорисована карандашом, манера исполнения эскизная. Фигуры помещены на фоне темно-синего неба со светло-коричневыми облаками. Внизу показана темно-зеленая растительность. Этот рисунок перекликается с работой «Вакханалия (вариант)» (Б., акв., карандаш, 10х30,5 см). Движение здесь более развернуто. Пляску обнаженных сатиров и вакханок возглавляет Вакх верхом на черном козле. Фавны, сатиры с леопардовыми шкурами, вакханки - все фигуры прорисованы светло-коричневой акварелью, подчеркнута динамичность движений.

Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)
Примыкает к ним и эскиз «Спящий фавн» (Б., тушь. 9х13,5). Буквально физически ощутима тяжесть сна фавна: под ее действием лицо его, тело, ноги с раздвоенными копытами буквально придавлены к земле.

Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)
Пластическую мощь рисунка Казаса демонстрирует небольшая работа «Кентавры» (Кентавры. Б., тушь. 11х9 см). Фигура кентавра, приземленная, плотная, показана в сложном ракурсе, со спины, все мускулы показаны в напряжении. Раненная женщина-кентавр, став на дыбы, руками закрывает лицо – устремленная вверх, в последнем прыжке, фигура обмякает. В композиции отсутствует фон, линия горизонта и точки опоры не обозначены, тем не менее, благодаря выверенным пропорциям сохраняется ощущение перспективы, пространства.

Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)
Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)
К поэме неизвестного автора «Нимфа и блоха» восходят три рисунка-иллюстрации: «Спящая нимфа» (Б., акв., гуашь. 18х23), «Сатир и нимфа у озера» (Б., акв., гуашь. 18,5х18), «Сатир, догоняющий нимфу» (Б., гуашь, тушь. 36х21,5). Казаса увлекает в них игра линий, контраст белого цвета тела и насыщенных зеленого, синего цветов. В последнем листе в оформлении рамки рисунка справа и сверху угадывается меандровый орнамент, за рамкой со всех сторон листа беглые наброски кистью.

Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)
К историческому жанру возвращает нас рисунок «Нерон» (Б., акв., граф.кар. 12,2х19). Складки тоги, согбенная спина императора, кулак, спрятанный за спиной – напряжение фигуры противопоставлено простым, легким линиям колоннады.