
Его судьба была связана с Крымом: в 1920 году Фрунзе руководил Перекопско-Чонгарской наступательной операцией, в результате которой были прорвана Чонгарские укрепления, фортификации на Перекопском перешейке и Сиваше, а Красная армия заняла Крым. На полуострове именем известного военачальника названы посёлок в Сакском районе и улицы в Симферополе, Евпатории, Севастополе, Керчи, Феодосии.
В Симферопольском художественном музее героический образ героя революции и гражданской войны запечатлён в картинах академика батальной живописи Николая Семёновича Самокиша «Переход Красной армии через Сиваш» (1935) и в эскизе «Фрунзе на коне».
Н. С. Самокиш считал «Переход Красной армии через Сиваш» одной из лучших своих работ, вершиной творчества. Баталист редко писал вождей и полководцев. Фигура Михаила Фрунзе, командовавшего боем, заметна не сразу — у левого края холста. Это единственный человек, смотрящий прямо на зрителя. Мы видим предрассветную мглу, ощущаем напряжение боя. Не зря пожилой мастер несколько лет работал над своим крупнейшим полотном. Перекопская эпопея в те времена считалась центральным воинским подвигом.
Эскиз «Фрунзе на коне» не был завершён художником. Михаил Васильевич на работе обращён лицом к зрителю, вокруг карандашом изображены фигуры военных. Видно знамя. Возможно, идёт сражение.
Как минимум ещё в одной работе Н. С. Самокиш обращается к образу советского военачальника: картину «Преследование белогвардейцев Красной конницей во главе с М. В. Фрунзе» упоминает Я. П. Бирзгал в книге «Н. Самокиш» (1940).
Юлия Солод