Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Февраль 2025 (11)
Январь 2025 (28)
Декабрь 2024 (30)
Ноябрь 2024 (30)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)

К 140-летию со дня рождения М. В. Фрунзе

К 140-летию со дня рождения М. В. Фрунзе2 февраля исполняется 140 лет со дня рождения Михаила Васильевича Фрунзе — революционера, военачальника Красной армии, советского государственного деятеля и военного теоретика.

Его судьба была связана с Крымом: в 1920 году Фрунзе руководил Перекопско-Чонгарской наступательной операцией, в результате которой были прорвана Чонгарские укрепления, фортификации на Перекопском перешейке и Сиваше, а Красная армия заняла Крым. На полуострове именем известного военачальника названы посёлок в Сакском районе и улицы в Симферополе, Евпатории, Севастополе, Керчи, Феодосии.

В Симферопольском художественном музее героический образ героя революции и гражданской войны запечатлён в картинах академика батальной живописи Николая Семёновича Самокиша «Переход Красной армии через Сиваш» (1935) и в эскизе «Фрунзе на коне».











К 140-летию со дня рождения М. В. ФрунзеК 140-летию со дня рождения М. В. ФрунзеК 140-летию со дня рождения М. В. Фрунзе


Н. С. Самокиш считал «Переход Красной армии через Сиваш» одной из лучших своих работ, вершиной творчества. Баталист редко писал вождей и полководцев. Фигура Михаила Фрунзе, командовавшего боем, заметна не сразу — у левого края холста. Это единственный человек, смотрящий прямо на зрителя. Мы видим предрассветную мглу, ощущаем напряжение боя. Не зря пожилой мастер несколько лет работал над своим крупнейшим полотном. Перекопская эпопея в те времена считалась центральным воинским подвигом.

К 140-летию со дня рождения М. В. Фрунзе

Эскиз «Фрунзе на коне» не был завершён художником. Михаил Васильевич на работе обращён лицом к зрителю, вокруг карандашом изображены фигуры военных. Видно знамя. Возможно, идёт сражение.
Как минимум ещё в одной работе Н. С. Самокиш обращается к образу советского военачальника: картину «Преследование белогвардейцев Красной конницей во главе с М. В. Фрунзе» упоминает Я. П. Бирзгал в книге «Н. Самокиш» (1940).

Юлия Солод