Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Март 2024 (28)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)
Октябрь 2023 (26)

К юбилею Н.С. Самокиша: "Переход Красной Армии через Сиваш" (1935)

К юбилею Н.С. Самокиша: "Переход Красной Армии через Сиваш" (1935)Николай Семёнович Самокиш (1860-1944) — русский и советский художник-баталист, график и иллюстратор, Академик (1890) и Действительный член Императорской Академии художеств (1913), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Н.С. Самокиш сыграл важную роль в становлении крымской художественной школы в послереволюционный период. С 1922 г. он жил и преподавал в Симферополе, где создал собственную художественную студию, на основе которой было создано Крымское республиканское высшее учебное заведение «Художественное училище имени им. Н. Самокиша».
Из его мастерской вышла целая плеяда известных художников: П.И. Котов, К.Д. Трохименко, М.И. Авилов, Я.А. Басов, М.В. Новикова. Его симферопольские ученики М.С. Рыбников и Ю. В Волков стояли у истоков создания Союза художников Крыма.

Настоящим призванием художника явилась батальная живопись. Он писал войну, руководствуясь непосредственными воспоминаниями и впечатлениями, полученными в ходе работы на фронтах русско-японской (1904-1906 гг.) и Первой мировой (1914-1918 гг.) войн. В 1912 г. им была создана серия эпизодов главных сражений и походов русской армии во время Отечественной войны 1812 г. В 1920-1930-е годы Н.С. Самокиш работает над серией полотен, посвященных Гражданской войне в Крыму.

«В течение нескольких лет в Крыму группой художников, консультантом которой был Н.С.Самокиш, создавалась панорама «Штурм Перекопа». С июня 1940 г. она была разрешена к показу». [Л.Ю. Андреева. Я.П.Бирзгал - ученик, друг и соратник Н.С.Самокиша // Таврійські студії, No 1. 2011]


К юбилею Н.С. Самокиша: "Переход Красной Армии через Сиваш" (1935)



Монументальное полотно «Переход Красной Армии через Сиваш» было завершено в 1935 году. На картине изображена колонна красноармейцев, которые в пешем строю форсируют холодные воды Сиваша, следом за ними — всадники Красной конницы. По наведенным понтонам движутся армейские обозы. Вокруг разрывы вражеских снарядов и мин. Слева на картине изображен командующий войсками М.В. Фрунзе, который наблюдает за движением боевых подразделений.

«Самокиш считал «Переход через Сиваш» лучшим своим произведением. И, действительно, это полотно является вершиной творчества выдающегося советского баталиста и одним из лучших произведений советской батальной живописи» [А.И. Полканов Николай Семенович Самокиш. Жизнь и творчество ( к 100-летию со дня рождения). 1860-1960. Симферополь: Крымиздат, 1960].

На полотне запечатлено историческое событие, произошедшее в ночь с 7 на 8 ноября 1920 года. Части Красной Армии переходят вброд через Сиваш, вытесняя из Крыма белогвардейцев. В 1941 году художник был удостоен за картину государственной Сталинской премии второй степени.
Битва привлекает энергией, яростью, экспрессией. Взрывы снарядов, огнестрельные выстрелы, падение всадников, холодная цветовая гамма пейзажа, подчеркнутая силуэтность каждой фигуры усиливает напряжение композиции эпохального события.

Совершенное знание художником пластической анатомии лошадей, виртуозное исполнение движения: падение, прыжки, галоп, а также эмоциональное состояние животных является экспрессивным дополнением сюжета.

В переходе через Сиваш в обход укрепленного Турецкого вала большую помощь Красной Армии оказали местные крестьяне, которые хорошо знали броды этого залива, которые его еще называли Гнилым морем. Среди них отличился крестьянин из села Строгановка Иван Иванович Оленчук. Образ И.Оленчука раскрыт в романе О. Гончара «Перекоп».

«В этом произведении Самокиш проявил в полной мере свое мастерство композиции батальных сцен и талант первоклассного рисовальщика. Движущаяся на картине масса поражает динамичностью и детальной разработкой отдельных групп и фигур. Несмотря на чрезвычайно трудные условия для изображения ночного боя на больших пространствах, картина написана с полной исторической правдой, с большой живописной силой и вполне соответствует в цветовом отношении условиям света». [А.И. Полканов Николай Семенович Самокиш. Жизнь и творчество].

А.Кугушева