Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Декабрь 2024 (2)
Ноябрь 2024 (31)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)

К 140-летию Г.Н. Горелова

К 140-летию Г.Н. Горелова22 марта исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского художника Гавриила Горелова (1880-1966), одного из авторов панорамы «Штурм Перекопа» (г. Симферополь, 1934-1940), Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1947), Лауреата Сталинской премии третьей степени (1950).

Гавриил Никитич Горелов родился 22 марта (3 апреля) 1880 г. в селе Покровское Волоколамский район Московской области). Обучался в Пензенском художественном училище, ученик К.А. Савицкого. Выпускник Императорской Академии художеств (1911), ученик И. Е. Репина и Ф. А. Рубо.
В 1908 году Горелов заканчивает свою дипломную картину «Чудо при погребении Александра Невского», которую он пишет в мастерской П.П. Чистякова, и для которой ему позирует сам И.Е. Репин.

В 1911 году за выполнение этой работы Г. Горелов по решению Академии был направлен в Италию. Во время своего пребывания за границей художник изучает творчество великих мастеров, копирует полотна Рубенса. Приехав в Рим, Горелов знакомится с итальянской живописью. Он стремится найти сюжет, который позволил бы включить в композицию работы живописцев эпохи возрождения. На протяжении многих лет он работает над многофигурной композицией «Оргия в апартаментах Александра VI Борджиа» (1915-1956), фоном которой должны были явиться фрески Пинтуриккио.

К 140-летию Г.Н. Горелова


Горелов Г. Н. Оргия в апартаментах Папы Александра VI Борджиа. 1915-1956,
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова


Г. Горелов участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок (1912-1916), преподавал в Харьковском художественном училище (1914-1916). В начале 1916 г. художник переехал в военный Петроград, где создал панно «Возвращение Дианы с охоты», участвовал в выставках.

После Октябрьской революции 1917 г. Горелов входил в состав Ассоциации художников революционной России (1925-1926). Основной темой его творчества стали наиболее драматические события из отечественной истории: «Суд Пугачёва над помещиком» (1925), «Казнь Пугачёва» (1925), «Восстание Болотникова» (1944), «Первый призыв Минина к народу» (1945), «Ведут псов-рыцарей во Псков» (1947).

К 140-летию Г.Н. Горелова


«Ведут псов-рыцарей во Псков» (1947).
Иркутский областной художественный музей


В 1924 г. Г. Горелов переехал в Москву, преподавал в школе «Возрождение», работал в Музее Революции. С 1925 по 1927 г. был заведующим музея бывшего Донского Монастыря, позднее работал над оформлением музея ВЦСПС («Похороны В. И. Ленина на Красной площади» и др.). Г. Горелов принял участие во Всемирной выставке в Нью-Йорке с работой «Красноармейцы в Третьяковской галерее перед картиной И.Е. Репина «Запорожцы» (1938). Это полотно получило серебряную медаль на международной выставке в Париже.

К 140-летию Г.Н. Горелова


К 140-летию Г.Н. ГореловаВ 1930-е годы Гавриил Никитич совершает многочисленные творческие поездки на Урал, Северный Кавказ, Донбасс, Днепрострой, пишет портреты и жанровые сцены. Вероятно, в одной из командировок Г. Горелов пишет «Мужской портрет» (1934), который хранится в собрании Симферопольского художественного музея. На обороте портрета сохранилась дата и запись: Горелов Гавриил Никитич 9 / XII - 34 г. г. Армянск Москва (вероятно, работа над портретом была начата в Крыму и продолжена в Москве).

В том же году Горелов написал портрет художника М.Б. Грекова, отличающийся внимательным изучением образа.











К 140-летию Г.Н. Горелова

К 140-летию Г.Н. Горелова

Фотографии представлены в статье Л.Ю. Андреевой "К истории создания панорамы «Штурм Перекопа»"

В 1934-1937 годах Горелов работает в Крыму над диорамой «Бой у Чонгарского моста» к панораме «Штурм Перекопа» совместно с художником Афанасием Ефремовичем Куликовым (1884-1949), несколько раз выезжает на места боев для сбора материалов.
К середине 1930-х годов у Горелова накопился достаточный опыт в области батальной живописи для того, чтобы активно включиться в работу советских баталистов над созданием грандиозной панорамы.

Идея создания панорамы «Штурм Перекопа», посвященной событиям Перекопско-Чонгарской операции войск Южного фронта Красной Армии под командованием М.В. Фрунзе в октябре-ноябре 1920 года, появляется в 1930-е годы.

«Одна из самых блестящих страниц в истории Красной Армии — есть та полная, решительная и замечательно быстрая победа, которая была одержана над Врангелем». В.И. Ленин

Над созданием панорамы в 1934-1940 годах работает коллектив советских художников под руководством М.Б. Грекова, позднее — Г.К. Савицкого. В работе принимали участие М. И. Авилов, Д. Ф. Бек, Г. Н. Горелов, П. С. Добрынин, В. П. Ефанов, П. И. Котов, Н. Г. Котов-Памирский, В. В. Мешков, Н. Б. Терпсихоров. Б.В. Иогансон и другие.
Консультантом от Главного политического управления Красной Армии был назначен участник штурма Перекопа генерал Д. М. Карбышев.
В качестве художественного консультанта был привлечен академик батальной живописи Николай Семенович Самокиш (1860-1944), внештатный консультант Симферопольской картинной галереи.

Панораму составляли макет панорамы «Штурм Перекопа», макет диорамы «Первая Конная в тылу у Врангеля», макет диорамы «Переход через Сиваш», макет диорамы «Бой у Чонгарского моста», макет диорамы «Разгром Врангеля у Юшунских позиций».
В 1940 году панорама «Штурм Перекопа» устанавливается в здании Симферопольской картинной галереи, в связи с чем «с 5 мая с/г Симферопольская картинная галерея была свернута и 13 июня открыта для посещения панорама».
Необычайный успех выставки был отмечен газетой «Курортный Крым» в заметке от 13 августа 1940 года: «В двух этажах просторного здания выставлены полотна, отражающие эпизоды исторического решающего штурма последнего оплота белогвардейщины: основная картина «Штурм Турецкого вала» и четыре диорамы: «Бой у села Отрада», «Переход через Сиваш», «Бой у Чонгарского моста» и «Бой у Юшуни». Выставленные произведения представляют эскизы (в одну пятую нормальной величины) панорамы «Штурм Перекопа», создаваемое в Москве по инициативе К.Е. Ворошилова. За два месяца выставку осмотрели 50.000 человек».
За участие в создании панорамы и написание полотна «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935) Н.С. Самокиш был удостоен в 1941 году Сталинской премии.

В отчете Союза Советских художников Крымской АССР от 19 августа 1941 года №93 за подписью председателя Союза Советских художников Крымской АССР и директора Симферопольской картинной галереи и панорамы «Штурм Перекопа» Яна Петровича Бирзгала (1898-1968) приведена краткая характеристика художественной коллекции, собранной в Симферопольской картинной галереи перед началом Великой Отечественной войны, в том числе указано: «При Картинной галереи в настоящее время развернута выставка макетов панорамы «Штурм Перекопа» и четырех диорам изображающих: I/. «Бой у села Отрада», 2/. «Переход через Сиваш», 3/. «Штурм Чонгарского моста», 4/. «Бой у Юшуни».

В годы Великой Отечественной войны предпринимается попытка эвакуировать художественную коллекцию галереи через Керчь, где, по сообщению директора галереи Я.П. Бирзгала, большая ее часть гибнет под артобстрелом. Обстоятельства, предшествующие гибели художественной коллекции Симферопольской картинной галереи во время эвакуации, запечатлены в ряде архивных документов 1941-1943 годов.
В Приложении №1 к акту об ущербе, нанесенном немецко-фашистскими захватчиками, составленном 30 октября 1941 года, Я.П. Бирзгал, уполномоченный Малкин, начальник порта А. Карпов и бухгалтер-экономист Чилитарян свидетельствуют, что «27-го октября с.г. от пожара и снарядных взрывов, возникших вследствии воздушной бомбордировки (Прим. - так в тексте) погибли хранящиеся в покгаузах Керченского порта и значащихся в эвакуационных актах и описях художественные ценности / картины, скульптуры, фарфор и проч./ Симферопольской картинной галереи, панорама - «Штурм Перекопа» с диарамами , все эскизы и подготовительные работы к ним, скульптура, знамена и драпировочный материал панорамы и диорам...».

Известно, что часть подготовительных эскизов и этюдов, написанных в процессе работы над панорамой, удалось сохранить. Они хранятся в Музее героической обороны и освобождения Севастополя.
В фондах Симферопольского художественного музея представлено 20 эскизов Афанасия Ефремовича Куликова к панораме «Штурм Перекопа».

К 140-летию Г.Н. ГореловаК 140-летию Г.Н. Горелова


В 1937-1938 годах Г. Горелов преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года. В годы Великой Отечественной войны создал ряд произведений на военную тему: «Заседание Комитета Обороны» для музея Революции, «Штыковой бой», «Партизаны», «Александр Невский ведет псов рыцарей» и др. В 1943 г. работал над панорамой «Оборона Тулы», в 1945 г. создал панно «Минин и Пожарский с новгородским ополчением» для дворца культуры города Златоуста.

В послевоенные годы Г. Горелов создал серию портретов сталеваров завода «Серп и Молот», «Сбор подписей под Стокгольмским воззванием» и др. Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 800-летия Москвы».

А. Кугушева

Литература:
Гавриил Никитич Горелов. Мастера советского искусства М. Советский художник 1951г. 66 с.
Андреева Л.Ю. К истории создания панорамы «Штурм Перекопа» // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Том 25 (64), No 2. 2012 г. С. 30-42.
Архивные документы