30 сентября в 14.00 в Судакском городском историческом музее откроется выставочный проект «Коллекция Симферопольского художественного музея», состоящий из выставок «Русская гравюра: к 350-летию Петра Великого» и «Киммерийский пейзаж: к 150-летию К.Ф. Богаевского».
Выставка «Русская гравюра: к 350-летию Петра Великого» представит коллекцию гравюр XVIII–XIX веков из собрания Симферопольского художественного музея.
Гравюра (от франц. graver – вырезать) как вид графического искусства играла важную роль в развитии отечественного искусства, способствовала успехам науки и книгопечатания. При создании гравюры оттиски получают нанесением на бумагу изображений с деревянной или металлической доски, каждое из которых является самостоятельным произведением. В эпоху Петра I гравюра приобрела значение «средства массовой информации», с помощью неё рассказывали о военных победах, торжественных мероприятиях, строительстве и других актуальных событиях.
Зрителю будут представлены более 50 гравюр разных жанров – архитектурные и видовые пейзажи «столичного города Санкт-Петербурга» и загородных резиденций императорской семьи в его окрестностях, «древней столицы Москвы» и подчеркнуто экзотического Южного берега Крыма, портреты императоров и государственных деятелей, писателей и деятелей искусства, гравюры исторического жанра с библейскими и мифологическими сюжетами.
Среди наиболее ценных экспонатов выставки – листы из альбома «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов» 1753 года; гравированный портрет Петра I, выполненный в 1759-1760 годах известным гравером Евграфом Петровичем Чемесовым (1737-1765) с живописного оригинала французского художника Жан-Марка Натье (1685-1766); гравюра «Эней и Анхиз» Н.И. Уткина, за которую художник был награждён золотой медалью Парижского салона 1810 года.
Выставка «Киммерийский пейзаж: к 150-летию К.Ф. Богаевского» посвящена творчеству одного из крупнейших художников Крыма – Константина Фёдоровича Богаевского (1872–1943).
К.Ф. Богаевский родился в Феодосии, первые уроки рисунка брал у А. Фесслера в мастерской И.К. Айвазовского. В 1891 году он поступил в Академию художеств в Петербурге, чуть позже стал учеником А.И. Куинджи. В 1898 г. молодой художник возвратился в Феодосию, где прожил всю жизнь, изредка выезжая в столицы для участия в выставках.
Посвятив свое искусство земле, носящей следы народов и племен, смутно известных по античным источникам, земле, именуемой Гомером «киммериан печальная область», К.Ф. Богаевский видел в Крыме многогранный образ древней прародины. Художник стал вдохновителем и ярким представителем особого направления в пейзаже, названного М.А. Волошиным «киммерийский пейзаж».
В экспозицию войдет более 30 графических произведений мастера, созданных в технике акварели, туши, сангины, угля и карандаша в период с 1906 по 1942 гг. Среди них – виды Судака и его окрестностей, иллюстрации к сборнику стихов М.А. Волошина «Годы странствий» 1908 года, романтические горные пейзажи.