Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июль 2024 (22)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (32)

К 150-летию Константина Богаевского

24 января исполняется 150 лет со дня рождения крымского живописца Константина Богаевского

К 150-летию Константина БогаевскогоКонстантин Федорович Богаевский (1872-1944) родился в Феодосии, первые уроки рисунка брал у Адольфа Фесслера в мастерской И.К. Айвазовского. В 1891 году он поступил в Академию художеств в Петербурге, чуть позже стал учеником А.И. Куинджи. Изобразительный язык, живописную манеру своих учеников Куинджи не сковывал, потому так многолики «куинджисты» и так не похож Константин Богаевский на своих товарищей по мастерской А. Рылова, Н. Рериха, В. Пурвита. В 1898 г. молодой художник возвратился в Феодосию, где прожил всю жизнь, изредка выезжая в столицы для участия в выставках.

Видение крымского пейзажа через призму академического искусства, сложившееся в XIX веке под влиянием И.К. Айвазовского и других мастеров видового пейзажа, осталось навсегда в круге традиций крымского искусства. Но к началу XX века складывается новая трактовка, обращенная от внешнего любования ландшафтом к раскрытию исторического содержания мотивов крымского пейзажа. Первой ступенью в этом процессе стало творчество К.Ф.Богаевского, увидевшего за суровыми горными грядами и развалинами древних крепостей восточного Крыма глубокий исторический смысл этого пейзажа. Развиваясь в этом направлении, творчество Богаевского явилось отображением философских проблем русской культуры и творчества начала XX века.

Посвятив свое искусство земле, носящей следы народов и племен, смутно известных по античным источникам, земле, именуемой Гомером «киммериан печальная область», он видел в ней многогранный образ древней прародины. Художник стал вдохновителем и ярким представителем особого направления в пейзаже, названного М.А.Волошиным «киммерийский пейзаж». Тема была найдена К.Ф.Богаевским в начале творческого пути и сопровождала его всю жизнь, приобретая на различных этапах новые грани в понимании образа Киммерии.

Неоценимый вклад в исследование творчества К.Ф. Богаевского сделала Роза Дмитриевна Бащенко (1929-2018), искусствовед, сотрудник Симферопольского художественного музея. В монографии 1984 года подробно описывается поездка Константина Фёдоровича за границу в 1909 году и ее творческие итоги: многие из произведений последующих лет были созданы под впечатлением от искусства итальянского Возрождения: «Самими названиями картин – «Воспоминание об Италии» (1910), «Классический пейзаж» (1910) – он как бы подчеркивал свое пристрастие к искусству прошлого» [Бащенко, с.53-54].


К 150-летию Константина Богаевского


Роза Дмитриевна более подробно останавливается на истории создания картины «Воспоминание о Мантенье*:» (1910, собрание Третьяковской галереи) и большой акварели с одноименным названием 1942 года (собрание Симферопольского художественного музея):

«Его картину 1910 года «Воспоминание о Мантенье», и наш эскиз к ней в том числе, можно было бы назвать данью почтения замечательному итальянскому художнику XV века Андреа Мантенье, в произведениях которого пейзаж являлся эмоциональным ключом к содержанию. Богаевский стремился также создать в пейзаже ощущение причастности природы к переживаниям человека и передать свое восхищение и восторг перед неиссякаемой красотой и грандиозностью природных форм.

Картина Богаевского «Воспоминание о Мантенье» напоминала пейзажный фон работы знаменитого живописца «Моление о чаше» (1455). Богаевский использовал характерные для этого произведения элементы – конусообразные вершины гор, расчлененные на множество горизонтальных и вертикальных пластов породы и поросшие редкими деревцами. Легкие облака и тонкоствольные пинии повторяли формы облаков и растений картины Мантеньи, а красочная палитра была отмечена насыщенными, локальными тонами, свойственными произведениям этого художника: синее небо, желтые скалы, красные кусты, оранжевые плоды в густой зелени экзотических деревьев, черные тени. Недаром первое название, данное автором этой работе, было «Подражание Мантенье» [Бащенко, с.53-54].

К 150-летию Константина Богаевского


Известно, что во время путешествия в 1909 году К.Ф. Богаевский побывал в Германии, Италии и Греции. Упоминаемое здесь произведение Андреа Мантеньи «Моление о чаше (Христос на горе Елеонской» (1455) было приобретено Лондонской Национальной галереей в 1894 году, где находится до сих пор. К сожалению, сведений о посещении Лондона Богаевским у нас нет. Выдвинем предположение, что художник мог видеть репродукцию этого произведения.

К 150-летию Константина Богаевского


Существует еще одна версия сюжета «Моление о чаше» (1457-1459), где в качестве фона присутствуют апельсиновые и лимонные деревья, усыпанные плодами. Картина была вывезена из Италии во время наполеоновских походов в 1797 году; сегодня она находится в Музее изящных искусств в г. Тур (Франция).

*Андреа Мантенья (1431-1506) — выдающийся итальянский художник раннего Возрождения. Обучался у Франческо Скварчоне, который знакомит его с античным искусством. На его творчество в значительной мере повлияли скульптуры Донателло, Андреа дель Кастаньи и Якопо Беллини. С 1460г. является придворным живописцем династии Гонзага в Мантуе. Для произведений Мантеньи характерны анатомически точное изображение человеческого тела, тщательное воспроизведение деталей, умелая передача перспективы.

Рекомендуемая литература:
1. Бащенко Р.Д. К.Ф. Богаевский: монография. - М.: Изобораз. Искусство, 1984. - 296 с., ил.
2. Лазарев В.Н. Мантенья // Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. — : Искусство, 1972. — С. 201—270. — 662 с. 
3. Николаева Н. В. Андреа Мантенья. — : Искусство, 1980. — 128 с.