Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (25)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

Выставка «Феодосийский гений: к 150-летию К.Ф. Богаевского»

Выставка «Феодосийский гений: к 150-летию К.Ф. Богаевского»
«ФЕОДОСИЙСКИЙ ГЕНИЙ:
К 150-ЛЕТИЮ К.Ф. БОГАЕВСКОГО»

10 июня – 28 августа 2022


В Крымском зале основной экспозиции музея представлена выставка из коллекции СХМ, посвященная юбилею Константина Фёдоровича Богаевского (1872-1943).

Выставочный проект объединяет произведения живописи и графики, созданные мастером в первой половине XX века: пейзажи и архитектурные памятники Восточного и Южного берега Крыма; иллюстрации к произведениям М.А. Волошина; часть серии автолитографий 1923 года; виды ДнепроГЭС и бакинских нефтепромыслов.

19 работ, включенных в экспозицию, были представлены весной 2022 года на выставке «Константин Богаевский. Крымская мистерия» в Государственном Историческом музее, среди них полотна «Порт воображаемого города» (1932), «Горный пейзаж» (1940) и «Вечер у моря» (1941).

К.Ф. Богаевский (1872-1944) родился в Феодосии, первые уроки рисунка брал у А. Фесслера в мастерской И.К. Айвазовского. В 1891 году он поступил в Академию художеств в Петербурге, чуть позже стал учеником А.И. Куинджи. Изобразительный язык, живописную манеру своих учеников Куинджи не сковывал, потому так многолики «куинджисты» и так не похож Константин Богаевский на своих товарищей по мастерской А. Рылова, Н. Рериха, В. Пурвита. В 1898 г. молодой художник возвратился в Феодосию, где прожил всю жизнь, изредка выезжая в столицы для участия в выставках.

Видение крымского пейзажа через призму академического искусства, сложившееся в XIX веке под влиянием И.К. Айвазовского и других мастеров видового пейзажа, осталось навсегда в круге традиций крымского искусства. Но к началу XX века складывается новая трактовка, обращенная от внешнего любования ландшафтом к раскрытию исторического содержания мотивов крымского пейзажа. Первой ступенью в этом процессе стало творчество К.Ф. Богаевского, увидевшего за суровыми горными грядами и развалинами древних крепостей восточного Крыма глубокий исторический смысл этого пейзажа. Развиваясь в этом направлении, творчество Богаевского явилось отображением философских проблем русской культуры и творчества начала XX века.

Посвятив свое искусство земле, носящей следы народов и племен, смутно известных по античным источникам, земле, именуемой Гомером «киммериан печальная область», он видел в ней многогранный образ древней прародины. Художник стал вдохновителем и ярким представителем особого направления в пейзаже, названного М.А. Волошиным «киммерийский пейзаж». Тема была найдена К.Ф. Богаевским в начале творческого пути и сопровождала его всю жизнь, приобретая на различных этапах новые грани в понимании образа Киммерии.

В иллюстрациях к стихотворному циклу М. Волошина «Годы странствий» (1908) нашла отражение тема истории, необоримого потока времени. Архитектурные композиции, древние крепостные стены напоминают о бренности всего сущего. В символическом пейзаже «Звезда-полынь» (1910) темная земная твердь и восходящая яркая Полынь застыли в вечности, как немые свидетели человеческой истории.

Первой значительной работой Богаевского в послереволюционные годы было изготовление на камне двадцати рисунков для альбома автолитографий, выпущенного Государственным издательством в 1923 году. Это была большая работа с новой для художника техникой рисования на литографском камне. Организовал ее и во многом помог Богаевскому его близкий друг, художник К.В. Кандауров.

Из архивных документов известно о намерении создания монографии о творчестве К.Ф. Богаевского ученым-филологом С. Н. Дурылиным. В 1961 году увидела свет книга Н.С. Барсамова, посвященная творчеству и личности Богаевского: «В один из жарких июльских дней 1923 года мне впервые довелось побывать в феодосийской мастерской К.Ф. Богаевского . В большой сдержанности, немногословности, в несколько застенчивой манере изъясняться сказывался замкнутый характер художника и присущая ему глубокая скромность и деликатность. Он говорил тихо, глуховатым голосом, будто опасаясь нарушить атмосферу уединенного труда, царившего в его мастерской».

Неоценимый вклад в исследование творчества художника сделала Роза Дмитриевна Бащенко (1929-2018), искусствовед, сотрудник Симферопольского художественного музея, автор монографии «Константин Богаевский» (1984). В научном труде подробно освещены основные периоды творчества Богаевского, впервые опубликованы многие документы и письма.

Среди современных исследований художественного наследия К. Ф. Богаевского особо стоит выделить монографию В.С. Манина «Константин Богаевский» (2000), который проводит параллели между пейзажами художника и экзотическим образом «неведомой южной страны» Поля Гогена.

Выставка «Феодосийский гений: к 150-летию К.Ф. Богаевского»

Часы работы выставки:
Пн — выходной
Вт — 11:30 – 20:00, вход до 19:30
Ср-Вс — 09:00 – 17:30, вход до 17:00

Стоимость билетов:
Взрослый полный — 200 ₽
Пенсионеры, студенты — 150 ₽

Посещение выставки входит в стоимость входного билета в основное здание музея и в билет по Пушкинской карте.