«ФЕОДОСИЙСКИЙ ГЕНИЙ:
К 150-ЛЕТИЮ К.Ф. БОГАЕВСКОГО»
10 июня – 28 августа 2022
К 150-ЛЕТИЮ К.Ф. БОГАЕВСКОГО»
10 июня – 28 августа 2022
В Крымском зале основной экспозиции музея представлена выставка из коллекции СХМ, посвященная юбилею Константина Фёдоровича Богаевского (1872-1943).
Выставочный проект объединяет произведения живописи и графики, созданные мастером в первой половине XX века: пейзажи и архитектурные памятники Восточного и Южного берега Крыма; иллюстрации к произведениям М.А. Волошина; часть серии автолитографий 1923 года; виды ДнепроГЭС и бакинских нефтепромыслов.
19 работ, включенных в экспозицию, были представлены весной 2022 года на выставке «Константин Богаевский. Крымская мистерия» в Государственном Историческом музее, среди них полотна «Порт воображаемого города» (1932), «Горный пейзаж» (1940) и «Вечер у моря» (1941).
К.Ф. Богаевский (1872-1944) родился в Феодосии, первые уроки рисунка брал у А. Фесслера в мастерской И.К. Айвазовского. В 1891 году он поступил в Академию художеств в Петербурге, чуть позже стал учеником А.И. Куинджи. Изобразительный язык, живописную манеру своих учеников Куинджи не сковывал, потому так многолики «куинджисты» и так не похож Константин Богаевский на своих товарищей по мастерской А. Рылова, Н. Рериха, В. Пурвита. В 1898 г. молодой художник возвратился в Феодосию, где прожил всю жизнь, изредка выезжая в столицы для участия в выставках.
Видение крымского пейзажа через призму академического искусства, сложившееся в XIX веке под влиянием И.К. Айвазовского и других мастеров видового пейзажа, осталось навсегда в круге традиций крымского искусства. Но к началу XX века складывается новая трактовка, обращенная от внешнего любования ландшафтом к раскрытию исторического содержания мотивов крымского пейзажа. Первой ступенью в этом процессе стало творчество К.Ф. Богаевского, увидевшего за суровыми горными грядами и развалинами древних крепостей восточного Крыма глубокий исторический смысл этого пейзажа. Развиваясь в этом направлении, творчество Богаевского явилось отображением философских проблем русской культуры и творчества начала XX века.
Посвятив свое искусство земле, носящей следы народов и племен, смутно известных по античным источникам, земле, именуемой Гомером «киммериан печальная область», он видел в ней многогранный образ древней прародины. Художник стал вдохновителем и ярким представителем особого направления в пейзаже, названного М.А. Волошиным «киммерийский пейзаж». Тема была найдена К.Ф. Богаевским в начале творческого пути и сопровождала его всю жизнь, приобретая на различных этапах новые грани в понимании образа Киммерии.
В иллюстрациях к стихотворному циклу М. Волошина «Годы странствий» (1908) нашла отражение тема истории, необоримого потока времени. Архитектурные композиции, древние крепостные стены напоминают о бренности всего сущего. В символическом пейзаже «Звезда-полынь» (1910) темная земная твердь и восходящая яркая Полынь застыли в вечности, как немые свидетели человеческой истории.
Первой значительной работой Богаевского в послереволюционные годы было изготовление на камне двадцати рисунков для альбома автолитографий, выпущенного Государственным издательством в 1923 году. Это была большая работа с новой для художника техникой рисования на литографском камне. Организовал ее и во многом помог Богаевскому его близкий друг, художник К.В. Кандауров.
Из архивных документов известно о намерении создания монографии о творчестве К.Ф. Богаевского ученым-филологом С. Н. Дурылиным. В 1961 году увидела свет книга Н.С. Барсамова, посвященная творчеству и личности Богаевского: «В один из жарких июльских дней 1923 года мне впервые довелось побывать в феодосийской мастерской К.Ф. Богаевского . В большой сдержанности, немногословности, в несколько застенчивой манере изъясняться сказывался замкнутый характер художника и присущая ему глубокая скромность и деликатность. Он говорил тихо, глуховатым голосом, будто опасаясь нарушить атмосферу уединенного труда, царившего в его мастерской».
Неоценимый вклад в исследование творчества художника сделала Роза Дмитриевна Бащенко (1929-2018), искусствовед, сотрудник Симферопольского художественного музея, автор монографии «Константин Богаевский» (1984). В научном труде подробно освещены основные периоды творчества Богаевского, впервые опубликованы многие документы и письма.
Среди современных исследований художественного наследия К. Ф. Богаевского особо стоит выделить монографию В.С. Манина «Константин Богаевский» (2000), который проводит параллели между пейзажами художника и экзотическим образом «неведомой южной страны» Поля Гогена.
Часы работы выставки:
Пн — выходной
Вт — 11:30 – 20:00, вход до 19:30
Ср-Вс — 09:00 – 17:30, вход до 17:00
Стоимость билетов:
Взрослый полный — 200 ₽
Пенсионеры, студенты — 150 ₽
Посещение выставки входит в стоимость входного билета в основное здание музея и в билет по Пушкинской карте.