Михаил Моисеевич Казас родился 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1889 года в семье педагога, выпускника Санкт-Петербургского университета Моисея Ильича Казаса и Екатерины Казас. Дядей Михаила был караимский просветитель Илья Ильич Казас, а дедушкой по материнской линии – Иосиф Эрак, литератор, переводчик классической русской литературы на тюркский язык, поэт.
Рос Михаил в большой семье, где царила атмосфера уважения к творчеству и искусству художника. Семья Казасов часто собиралась за столом читать вслух, в доме была большая библиотека, выписывались новинки литературы. Как вспоминала сестра художника Александра Казас, Михаил начал рисовать уже в три года и в дальнейшем «без карандаша, красок и бумаги его трудно было представить». Кроме рисования он играл на флейте и балалайке, занимался поэзией и пением.
Талантливый мальчик был замечен преподавателем рисования Константиновского реального училища Николаем Янышевым, куда Михаил поступил в девятилетнем возрасте. Янышев, воспитанник Академии художеств, «поощрял его и взялся, совершенно безвозмездно, давать ему уроки, помимо училища, у себя на дому, что он делал до окончания Михаилом реального училища в 1906 году» [1]. Между учеником и учителем впоследствии возникли трения: Янышев стоял на позициях передвижников, а Казас стал горячим поклонником «Мира искусства», творчества Серова и Врубеля.
Судьбоносным событием для молодого художника стала встреча с академиком батальной живописи Францем Рубо, который в 1905 году прибыл в Севастополь для создания панорамы «Оборона Севастополя». «Ф. Рубо нашел его очень талантливым, предсказал ему большое художественное будущее и посоветовал поехать учиться в Мюнхенскую академию художеств», где сам обучался, – рассказывает в биографии художника Александра Казас. После окончания реального училища, Михаил Казас был настолько подготовлен, что без труда поступает в Мюнхенскую академию.
Рубеж XIX – ХХ веков был для столицы Баварии «золотым веком»: город стал колыбелью немецкого модерна, Сецессиона, здесь проводились международные художественные выставки, сюда приезжали жить и учиться многие русские писатели и художники (Жуковский, Тютчев, Репин, Грабарь, Петров-Водкин и многие другие). Здесь Казас проходит большую профессиональную школу, следит за новейшими течениями искусства. Внутреннему духу художника больше всего соответствует эстетика стиля модерн.
Ежегодно, во были время летних каникул Михаил Казас возвращается домой в Севастополь, всегда с этюдником и альбомом. Во время одной из таких поездок, в августе 1910 года, он вместе со своими друзьями, художниками-дилетантами, делают совместную «Выставку 4-х». На ней были представлены академические этюды и рисунки Михаила, наклеенные на листы серой бумаги, серия иллюстраций по мотивам «Слово о полку Игореве». Для покрытия затрат на аренду квартиры посетителю вручался рукописный каталог стоимостью 5 копеек. На двух сохранившихся фотографиях видно, что большинство экспозиции занимают работы Казаса – именно он был звездой этой выставки.
Благодаря поддержке старшего брата Ильи, на средства которого Михаил учился, Казас в течении трех лет путешествует по Европе и России. Сначала по совету брата он отправляется в Париж, совершенствоваться в художественных мастерских, затем отправляется на Кавказ, где жил старший брат, в 1913 году посещает Петербург. Наблюдательность и жизненные впечатления художника сливаются в его творчестве с интересом к литературе, «книжным» знанием. Жизнь художника, проходившая в движении, выразилась в разнообразии форм, многоголосии персонажей, широком охвате эпох и культур, в самом характере творчества – эскизном, этюдном, как будто бы предварительном и незаконченном. Судя по сохранившемуся творческому наследию художника, в дальнейшем Казас мог состоятся и как художник-иллюстратор, и как глубокий портретист, и как театральный художник.
Ни за время своего обучения, ни после него Казас не присоединился к какому-либо обществу, не делал попыток разрекламировать себя, стать престижным и популярным у заказчиков. Как предполагается, единственным крупным заказом художника была роспись «Скифы» для оформления фриза здания севастопольского театра, которая так и не была осуществлена (сохранилось лишь панно).
Путь Михаила Казаса как художника был прерван сначала призывом в армию, а затем и на фронт. Наиболее плодотворный период его творчества длился, таким образом, недолгие 5 лет, с 1909 по 1914 годы. Сохранилось несколько зарисовок, которые художник успевает сделать в тяжелых фронтовых условиях. Те, что он захватил с собой вовремя последнего прибытия домой.
Выдающийся крымский искусствовед Рудольф Трофимович Подуфалый, заново открывший имя художника Михаила Казаса, размышляя о несбывшемся, неосуществленном искусстве Крыма, делает заключение: «Когда мы говорим о несбывшемся искусстве, мы имеем ввиду именно искусство, а не художника… Все те, кого мы потеряли, как художники состоялись…, иначе нечего было бы терять. Только один пример – Михаил Казас. Говорят: да, он был талантливым, но ничего не успел, остались от него только наброски, этюды, эскизы. Все так, но только по форме. М. Казас уже в 1910 году проявил себя самобытным художником: он оставил нам композиции, т.е. законченные и совершенные произведения. Его недописанное полотно «Скифы» – лучшая историческая картина в крымском искусстве, поражающая красотой и выразительностью поэтического образа. Свободному, эскизному стилю М. Казаса были свойственны те черты, о которых как о своих говорил М.А. Врубель: «культурное чутье, фантазия, натиск, восторг».
Дарья Фращенко,
методист по научно-просветительской
деятельности музея
методист по научно-просветительской
деятельности музея
Ссылки:
1. Казас А. М. Биография художника-живописца Михаила Моисеевича Казаса / А. М. Казас // Крымские искусствоведческие чтения. Сборник материалов – Симферополь, 2009. – С. 79-81.
2. Подуфалый Р.Т. Несбывшееся искусство (утраченное и неосуществленное искусство Крыма) // Девятые крымские искусствоведческие чтения – Симферополь, 2004. – С. 39-49
3. Скорбный лист: [список убитых в Евпатории, Севастополе, Симферополе, близ станции Альма] // Известия Караимского духовного правления. – Евпатория, 1918. - № 1 (июль). – С. 27-28.