Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

К 240-летию О.А. Кипренского

К 240-летию О.А. КипренскогоО.А. Кипренский — крупнейший портретист первой трети XIX в., старший современник А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского. В глубоко поэтических портретах художник передал лучшие черты людей своей эпохи: взволнованность чувств, богатство внутреннего мира, героические, благородные стороны натуры и «обаяние мечты» (Е.А. Баратынский).

О.А. Кипренский родился 24 марта 1782 года в мызе Нежинской (сегодня - Ленинградская область). Он был незаконнорожденным сыном помещика Дьяконова и воспитывался в приёмной семье крепостного Адама Швальбе. Имя, данное ребенку при рождении, служит отсылкой к «Илиаде», а «семинарская» фамилия Кипренский восходит к одному из имен Афродиты, рожденной на острове Кипре.

В 1788 году, получив вольную, с шести лет Кипренский стал заниматься рисованием в училище при петербургской Академии художеств, а затем и в самой Академии, которую окончил в 1803 году. Юный Орест был учеником известного русского живописца и портретиста Г. И. Угрюмова. Это предопределило и творческую судьбу художника.

Ранним, но одним из лучших считается портрет отчима, Адама Швальбе, выполненный молодым автором в 1804 г. «в духе Рембрандта». Выдающийся портретист, Кипренский стремился к созданию работ в историческом жанре. В 1805 году он был удостоен большой золотой медалью Академии за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», ему было предоставлена возможность отравиться в Италию. Поездка была отложена на долгие годы из-за начавшихся в Европе наполеоновских войн и была осуществлена лишь в 1816 г.

В искусстве начала века на смену классицизму во всех странах Европы приходит романтизм. В противоположность классицизму, где главными были рисунок и контур, а цвет и освещение играли второстепенную роль, появились сложная игра светотени, резкие блики, звучные цветовые эффекты. Новым задачам отвечает художественная форма «Автопортрета с кистями за ухом» (около 1808 г.) и «Автопортрета в розовом шейном платке» (1809).

К 240-летию О.А. Кипренского

Портрет Е. В. Давыдова.
Государственный Русский музей


В 1809 г. в Москве Кипренский знакомится с местными коллекциями живописи, пишет портреты Е.П. Растопчиной и Ф.В. Растопчина; одухотворенный детский портрет А.А. Челищева. Обобщенный образ героя своего времени создан в портрете гусара Давыдова (1809). За несколько портретов, в том числе и гусара Давыдова, Кипренский был удостоен звания академика в 1812 г.

В период Отечественной войны 1812 г. художник создает серию графических портретов участников сражений, используя быстрый карандаш с добавлением мела, акварели, пастели. Особую ценность представляют портреты лицейского товарища Пушкина — А.П.Бакунина, мецената и коллекционера А.Р.Томилова в форме ополченца, Н.М.Муравьева — будущего декабриста, поэтa К.Н. Батюшкова и других. Сегодня для исследователей несомненна историческая ценность этих рисунков.
Отечественная война оказала большое влияние на литературу и искусство. Даже в Академии художеств вместо мифов стали разрабатывать темы из отечественной истории. Об интересе к родной природе и народному типажу у Кипренского говорят зарисовки слепого музыканта, крестьянских мальчишек, калмычки Баяусты.

К 240-летию О.А. Кипренского

Портрет В. А. Жуковского. 1816
Государственная Третьяковская галерея


Вернувшись после войны к живописным работам, художник создает парные портреты Хвостовых; различных общественных деятелей, писателей. Батюшков в «Сыне отечества» называл Кипренского «любимым живописцем нашей публики... свежесть, согласие и живость красок, все доказывает его очарование, ум и вкус».

К 240-летию О.А. Кипренского

Читатели газет в Неаполе, 1831
Государственная Третьяковская галерея


В 1816 году, пользуясь своим правом на заграничное пенсионерство, в возрасте 34 лет, Кипренский отправился в Италию с целью создать большую историческую картину. Какое-то время он проводит в Германии и Швейцарии, где за ряд работ избирается членом Женевского художественного общества. В том же году ему был заказан автопортрет для галереи Уффици во Флоренции.
В Италии Кипренский работает над сюжетом «Аполлон, поражающий Пифона» — аллегорией победы Александра I над Наполеоном. Эта работы была отложена и так и не завершена. Позднее он пишет «Анакреонову гробницу», представленную на выставке в Риме. Но по-прежнему неизменным успехом пользуются его портреты.
«Кипренский делает честь России»,— писал в Петербург Батюшков, который был дипломатическим представителем в Риме. В 1819 г. были написаны широко известные портреты С.С. Щербатовой и А.М. Голицына.
Вследствие личного конфликта с русским посланником в Риме А.Я. Италинским имя Кипренского окружено клеветническими наветами. Родилась зловещая сплетня об убийстве Кипренским своей натурщицы, его обвинили в связи с итальянскими карбонариями, боровшимися против австрийского господства и др. В 1822 г. художнику пришлось покинуть Италию.
Около шестнадцати лет Кипренский проводит в Париже, где его работы пользовались невероятным успехом. Здесь был написан портрет Екатерины Авдулиной, признанный одним из лучших в творчестве художника. На пути домой Кипренский задержался в Мариенбаде, общался с известным немецким поэтом, автором «Фауста» Иоганном Вольфгангом Гёте, и дважды писал его портрет.

В Петербурге, куда Кипренский добрался лишь к лету 1823 г., его встретили неожиданно холодно. Не последнюю роль в этом сыграли распространяемые недоброжелателями слухи о его пребывании в Риме. Художник болезненно переживал отчуждение в обществе, отсутствие заказов от Академии. Его пригласил в свой дом и обеспечил заказами сын крепостной актрисы П. Жемчуговой, Д.Н. Шереметев.
В этот период Кипренский создал портеры В.А.Жуковского, П.А. Вяземского, трагической актрисы Н.С. Семеновой, мецената А.Р. Томилова.

К 240-летию О.А. Кипренского

В 1825 г. Кипренским был написан лирический «Портрет художницы», находящийся в нашем собрании. Известно, что до 1953 г. портрет находился в коллекции Государственного Русского музея.

К 240-летию О.А. Кипренского

Среди лучших произведений художника - написанный в 1827 году портрет великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.



К 240-летию О.А. Кипренского

Портрет О. А. Рюминой, 1826
Государственный Русский музей


На родной земле душа Кипренского не спокойна, и он уезжает в Италию в 1828 году, чтобы продолжать творческие поиски. В Италии, в Риме он и прожил до конца жизни. В этот период художник много путешествует, пишет портреты Б.Торвальдсена и Ф.А.Голицына (оба 1833), жанровые сценки. Лучшим из произведений последних лет считается групповой портрет «Читатели газет в Неаполе» (1831), явившийся откликом на революционное движение в Польше в 1830-1831 годах.
В 1836 г. Кипренский начал задумываться о возвращении на родину, но заболел воспалением легких и умер в Риме 5 (17) октября, в возрасте 54 лет.

Творчество Ореста Адамовича Кипренского занимает значительное и важное место в русской живописи, является отражением целого периода русской культуры.