В коллекции музея хранится портрет Н.Б. Юсупова. История бытования этого произведения интересна и уникальна.
Портрет Н.Б. Юсупова поступил в Симферопольскую картинную галерею по акту №6 от 06 июля 1959 года из Ялтинского краеведческого музея как работа неизвестного автора XVIII в.
Стилистические особенности и тип изображения позволили безошибочно определить оригинал, к которому он восходит. Портрет Н.Б. Юсупова кисти известного австрийского живописца Иоганна Батист Лампи (Старшего) (1751-1830) был создан в 1794 году и хранится в Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург). Возможно, в это же время была выполнена и наша копия по оригиналу.
В России И.Б. Лампи провел шесть лет (1792-1798), пользуясь благоволением Екатерины II и Павла I, портретировал особ царской фамилии и многих русских сановников и придворных. Среди них оказался и князь Н.Б. Юсупов, государственный деятель и дипломат, любитель искусства, известный коллекционер и меценат.
Д.А. Ровинский перечисляет его заслуги перед Отечеством: «Юсупов, князь Николай Борисович; род. 13 Октября 1750. Много путешествовал. Посланник в Турине, при Екатерине II; прославился своими собраниями картин и художественных произведений, которые были сосредоточены в его подмосковном селе Архангельском. Обер-Гоф-Маршал при короновании Павла I, Александра I и Николая I; Министр Уделов; Член Государственного Совета и Президент Московской дворцовой конторы; ум. 15 июля 1830; Пушкин написал ему «Послание» (стлб. 1867-1868).
Действительно, первый директор Эрмитажа и Императорских театров, покровитель искусств Николай Борисович Юсупов известен многим как таинственный адресат оды «К вельможе», написанной А.С. Пушкиным в 1830 году. В ней поэт создает облик двух эпох, сменивших друг друга, дает описание образа жизни вельможи, Юсупова, объездившего весь мир:
От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристипа,
К тебе являюсь я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались.
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристипа,
К тебе являюсь я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались.
О происхождении причудливого названия оды свидетельствуют строки в сочинении А.С. Пушкина "Опровержение критики": "Возвратясь из-под Арзрума, написал я послание к князю Юсупову. В свете оно тотчас было замечено, и были… мною недовольны. Светские люди имеют в высокой степени этого рода чутье. Это заставило вельможу звать меня по четвергам обедать…" (1830 год).
Портрет в нашем собрании примечателен сохранившимся на обороте холста и подрамника надписями и штампами. На обороте видна надпись: «Князь Николай Борисовичъ Юсуповъ». На родном подрамнике - надпись: «Реставрированъ в 1901 году», штамп «Александръ Цимерманъ» (вероятно, штамп реставратора), а также наклейка с типографским изображением короны, трех значков ЛЛЛ (условно), молотка и надписи на ленте: Acta non verba [дело, а не слово], который можно интерпретировать как герб рода Демидовых.
Другому, менее известному варианту портрета Н.Б. Юсупова, выполненному академиком живописи Егором Скотниковым (1816), посвящены строки:
Друг просвещения! Изящности любитель!
России верный сын! Вельможей образец!
Почто нельстивого художника резец
Не может быть твоей души изобразитель!
России верный сын! Вельможей образец!
Почто нельстивого художника резец
Не может быть твоей души изобразитель!
А. Кугушева