Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Февраль 2025 (11)
Январь 2025 (28)
Декабрь 2024 (30)
Ноябрь 2024 (30)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)

К 160-летию Елизаветы Кругликовой

К 160-летию Елизаветы Кругликовой31 января (а по старому стилю 19) 2025 года исполняется 160 лет со дня рождения художника и педагога Елизаветы Сергеевны Кругликовой (1865, Санкт-Петербург – 1941, Ленинград).

Художественное образование Елизавета Сергеевна получила в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1890-1895 годах, а позже в Париже посещала студию А. Витти и Академию Коларосси. Весомых достижений художник достигла в монотипии и силуэте. Творчество Е.С.Кругликова совмещала с преподаванием. До Первой Мировой войны парижская мастерская Елизаветы Сергеевны была своеобразным русским культурным центром. В «Автобиографических записках» художник Анна Петровна Остроумова-Лебедева писала: «Все русские, приезжавшие в Париж, стремились побывать у Елизаветы Сергеевны. Все знали, как она встречала каждого с лаской и вниманием и по мере сил помогала приезжему ориентироваться: найти себя, своё место в этом кипящем жизнью городе. Кого-кого у неё не было! Молодые художники и художницы, поэты, писатели, артисты. У неё можно было встретить: Максима Ковалевского, Минского, Боборыкина, Г. Плеханова, Кропоткина с дочерью Шурой, Вячеслава Иванова, Брюсова, Волошина, Чулкова».






К 160-летию Елизаветы КругликовойЕлизавета Сергеевна была хорошо знакома с Максимилианом Александровичем Волошиным, который в 1901 году приехал в Париж для занятий в Луврской школе музееведения. Е.С. Кругликова вспоминала: «1901-й год. Ранняя весна. Париж, ул. Буасонад, 17. Ателье Давиденко и Кругликовой. Позирует модель-итальянец. Работают Е.Н. Давиденко, Б.Н. Матвеев и я. Стук в дверь. — «Entrez!». Стремительно появляется толстый юноша с львиной шевелюрой, в пенсне на широкой ленте, и заявляет с изысканно-вежливым поклоном, что он имеет рекомендации со всех концов мира к Елизавете Сергеевне Кругликовой. — «Я Макс Волошин». — «Милости просим», — отвечаю я, прерывая работу. «Садитесь»... «А можно и мне тоже порисовать? Я никогда не пробовал». Даём ему мольберт и бумагу, и он, пыхтя, усердно принимается за рисунок. В перерыве вопрос: «Ну как?» Указываю ему ошибки... Он ещё усерднее работает и всё спрашивает: «А теперь уже хорошо?» К концу сеанса — дружба на всю жизнь. С этого дня мы стали почти неразлучны».

К 160-летию Елизаветы КругликовойК 160-летию Елизаветы Кругликовой


Двух художников связывала дружба. Елизавета Сергеевна неоднократно изображала Волошина. В Симферопольский художественный музей «Портрет Волошина Максимилиана Александровича» (картон, темпера, 79х50,5), написанный Е. С. Кругликовой, попал благодаря художнику, искусствоведу и музейному работнику Елене Варнавовне Нагаевской в 1986 году. Картина, созданная в Париже в 1905 году, в этом году отмечает 120-летний юбилей.

На картоне над Максимилианом Александровичем возвышается скульптурный портрет древнеегипетской принцессы Таиах (Тейе). Позже учёные выяснили, что это портрет царицы Мутоджемет – супруги последнего фараона XVIII династии Хоремхеба.


К 160-летию Елизаветы КругликовойК 160-летию Елизаветы Кругликовой


Впервые М. Волошин вместе со своей будущей женой Маргаритой Сабашниковой увидел скульптуру в 1904 году в музее Гимэ в Париже. Черты лица прекрасной древней египтянки и любимой женщины поэта были так схожи, что Волошина это потрясло: «Королева Таиах. Она похожа на Вас. Я подходил близко. И когда лицо мое приблизилось, мне показалось, что губы ее шевелились. Я ощутил губами холодный мрамор и глубокое потрясение. Сходство громадно». Максимилиан Александрович приобрёл копию «Царицы древнего Египта» и установил у себя в ателье в Париже осенью 1905 года. Тогда же и был написан портрет. В письме к А. Г. Ремизову из Парижа от 12 июля 1908 года он сообщает: «Теперь я у себя: устроил свою раковину. У меня мастерская светлая, большая. В углу царевна Таиах стоит...».

В последних строках стихотворения «Эпилог» («Таиах») поэт пишет:

Мы друг друга не забудем.
И, целуя дольний прах,
Отнесу я сказку людям
О царевне Таиах. 1905

В конце 1908 - начале 1909 Таиах переехала в Коктебель, была установлена в мастерской Волошина, где находится и поныне, став неотъемлемой частью Дома поэта.
В 1906 году М. Волошин женился на М. Сабашниковой, а спустя год они расстались. Переживая разрыв, поэт находил утешение в строгой красоте Коктебеля, где «всё прекрасно и просто, как Эсхиловская трагедия».

Спустя годы Макс всё же обрёл семейное счастье в лице нежной и самоотверженной Марьи Степановны Заболоцкой. Они женились 9 марта 1927 года.

Весь жемчужный окоём
Облаков, воды и света
Ясновиденьем поэта
Я прочёл в лице твоём.
Всё земное – отраженье,
Отсвет веры, блеск мечты…
Лика милого черты
Всех миров преображенье. (16 июня, 1928, Коктебель)


К 160-летию Елизаветы КругликовойК 160-летию Елизаветы Кругликовой


А Елена Сергеевна Кругликова продолжала дружить с Максом Волошиным и делать выразительные силуэтные портреты «художника в поэзии и поэта в живописи», которые он высоко ценил.

А тем, кто посещает Дом Волошина в Коктебеле, поэт когда-то адресовал такие строки:

Войди, мой гость: стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога...
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.

А. Полканова,
старший научный
сотрудник музея