Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июль 2024 (22)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (32)

К 140-летию М.А. Волошина

16 (28) мая 1877 года в Киеве в семье юриста родился будущий поэт, художник, литературный и художественный критик Максимилиан Александрович Волошин.
Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе. Своё среднее образование Волошин начал в Московской гимназии. В гимназические годы Волошина приходит увлечение живописью. Первые знания об импрессионистах он получил у знакомых матери — в семье живописца Н.В. Досекина. Впоследствии изучая творчество К.Моне, он напишет что: «...искусство интимно. Искусство — это обращение художника к другому человеку. Тайна художественного наслаждения всегда совершается только между двух людей. У живописи нет ораторских средств. Она говорит только шепотом».
Когда Максу Волошину было 16 лет его семья переезжает в Крым в Коктебель. И первые впечатлению от Коктебеля отразились в стихотворениях

Солнце жаром палит,
Раскаляя гранит,
И ни облачка на небосклоне.
Все деревья стоят,
И листы не шуршат,
И не движется ветер на воле.
Тихо плещет волна,
Будто неги полна,
И гуляет себе на просторе.

Однажды в честь великого мариниста И.К. Айвазовского была устроена выставка работ учащихся. С интересом осмотрев ее, мэтр задержался у рисунков юного Макса и сказал: «А этот шельмец будет рисовать!». Об этом часто рассказывал Волошин в кругу своих друзей и еще о том, что никогда не стал художником, если бы в детстве не встретился с крымской землей.
«Чтобы воссоздать исторический портрет земли, художник должен перестрадать ту землю, которую пишет. Он должен пережить историю каждой ее долины, каждого холма, каждого залива...не один мой пейзаж не написан с натуры, а представляет собой музыкально-красочную композицию на тему киммерийского пейзажа», — писал Волошин.

К 140-летию М.А. Волошина

В экспозиции Симферопольского художественного музея находятся 7 акварелей позднего периода творчества Волошина. В акварели «Все замерло — холмы, деревья, тучи. В лиловом олове осенних вялых вод» (1927 г.) черты пейзажа, которые так любил изображать художник: «бурые спины холмов», «зеркальная зыбь залива», растения, горы, небо, земля. Композиция акварели построена по классическому принципу и состоит из нескольких обозначенных планов. Они придают ей архаический характер, вызывая мысли о «снах» и «легендах». Изображая подвижную стихию неба, художник как бы противопоставляет его замершей земле. Особое внимание Волошин уделяет изображению растений, переняв опыт «классических японцев», он писал: «Там где европейские художники искали пышных декоративных масс листвы — японец чертит линию ствола перпендикулярно линии горизонта».
Волошин писал Киммерию всю жизнь. Основополагающим для него является мотив: «...человек в своих мыслях, мечтах и делах должен быть также чист и величествен, как первозданная природа, как лик земли «святой и древний». В представлении художника Киммерия — это лик, законченный мир с его прошлым, настоящим и будущим.

Зав. отделом музея
Старостина Е.А.