«КАК МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ ЛЮБОВЬ ТВОЯ…:
К ЮБИЛЕЯМ МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА
И МАРГАРИТЫ САБАШНИКОВОЙ»
11 августа – 2 октября 2022
К ЮБИЛЕЯМ МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА
И МАРГАРИТЫ САБАШНИКОВОЙ»
11 августа – 2 октября 2022
С 11 августа в Симферопольском художественном музее экспонируется выставка «Как млечный путь любовь твоя…: к юбилеям Максимилиана Волошина и Маргариты Сабашниковой-Волошиной» из фондового собрания Дома-музея М.А. Волошина. В нынешнем году исполнилось 145 лет со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина (1877–1932) и 140 лет со дня рождения его первой жены Маргариты Васильевны Сабашниковой (1882–1973).
Родной город Маргариты – Москва. Детство провела за границей, много путешествовала по России. Маргарита блестяще окончила московскую гимназию. Дальнейшее её образование проходило в Петербурге, в мастерской И. Репина, затем – в Москве, в мастерской К. Коровина.
11 февраля 1903 года Маргарита Сабашникова и Максимилиан Волошин встретились на выставке в картинной галерее С.И. Щукина. Эта встреча не связала их судьбы на всю жизнь, однако их имена связала на века.
Затем был Париж, который Сабашникова посетила в 1904 году. В Париже Маргарита часто встречается с Максимилианом Волошиным. Он знакомит её с новыми веяниями в искусстве и поэзии, сопровождает в прогулках по музеям и паркам, а потом в стихотворном письме делится воспоминаниями. Маргарита также отвечает Волошину в стихах.
12 апреля 1906 года в Москве состоялась их свадьба. После свадьбы Макс и Маргарита уехали в Париж. К этому же времени относится их знакомство с австрийским философом-мистиком, создателем антропософии Рудольфом Штейнером. Маргарита стала одной из первых русских учениц Штейнера. С антропософией в дальнейшем будет связана вся её жизнь. Прослушав цикл лекций Штейнера в Париже, они уезжают в Коктебель. К этому периоду относится большой архив фотографий в фондах Дома-музея М.А. Волошина. Самые яркие из них размещены в экспозиции выставки.
После Коктебеля молодожены решают поселиться в Петербурге на «башне» Вячеслава Иванова. Из-за драматических обстоятельств, связанных с семьей Ивановых, Макс и Маргарита расстаются через год после свадьбы. Маргарита уезжает в Москву, а затем навсегда покидает Россию (1922).
Авторы выставки стремились наиболее полно и ёмко отразить художественное творчество Волошина и Сабашниковой разных лет. В экспозиции выставки представлены как ранние, так и зрелые работы художника середины 20-х годов прошлого века и, конечно же, акварели, написанные в последние годы жизни (1930–1932 гг.). Пейзажи Волошина вполне узнаваемы и даже конкретны. Прозрачность, воздушность, четкость контура характерна для его зрелых работ. В тонких акварелях, похожих на строгие и точные стихи, Волошин отразил и преобразил суровый киммерийский пейзаж.
На выставке посетители смогут увидеть живописные и графические работы М.В. Сабашниковой её раннего периода. Более поздний период представлен репродукциями, некогда присланными музею г-жой Роземари Вермбтер (Штутгарт). Р. Вермбтер стала наследницей «литературных трудов» Сабашниковой по её же завещанию.
Работы Сабашниковой «Цветущие деревья и дамы» и набросок «Две дамы у окна» близки по образному строю и стилю с работами Борисова-Мусатова. Привлечет внимание посетителей «Автопортрет» во врубелевском стиле. Фоном стал естественный цвет дерева, на доске которого написано произведение. Во время пребывания в Коктебеле в 1907 году Маргарита делает набросок маслом и затем пишет портрет Волошина. Елена Оттобальдовна выжигает по дереву изображение Маргариты перед мольбертом за этим занятием.
Экспонируются прижизненные книги М.В. Сабашниковой и М.А. Волошина из собрания музея: первый сборник стихов Волошина «Стихотворения. 1900–1910» (М.: Гриф, 1910), в который вошел цикл стихов «Amori amara sacrum» («Святая горечь любви»), посвященный Сабашниковой; «Anno mundi ardentis. 1915» (М.: Зерна, 1916); «Демоны глухонемые» (Харьков: Камена, 1919). Творчество М.В. Сабашниковой представлено её мемуарами «Зеленая Змея», переводом М. Экхарта «Проповеди и рассуждения» и книгой «Святой Серафим». На выставке можно увидеть вещи, принадлежавшие Маргарите Васильевне: женские украшения, шляпная булавка, браслет и ожерелье-воротник из перламутровых раковин.
Эпистолярное наследие Сабашниковой представлено её письмами к разным адресатам различных периодов: к М.А. Волошину, Е.О. Волошиной, А.М. Петровой, М.С. Волошиной, В.П. Купченко.
Открытка-поздравление (не датировано) с новым годом и пожеланиями «полной и радостной жизни» послана «дорогой» свекрови – Елене Оттобальдовне, и подписана домашним именем – Аморя. Короткое письмо к Волошину с просьбой о разводе, датированное 9 февралем 1925 года и заверенное в мэрии города Штутгарта, текст которого сух и официален.
СПРАВКА.
Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932) – поэт-символист, художественный критик, переводчик, искусствовед, художник-акварелист. Учился в 1-й Московской мужской гимназии, затем в Феодосийской гимназии. Продолжил образование на юридическом факультете Московского университета. В 1901–1916 гг. жил в Париже, писал статьи. Занимался живописью в парижской мастерской Дж. Уистлера. В 1916 г. он переехал в Коктебель (Крым). В построенном им самим «Доме поэта» занимался живописью, поэзией и теософией. Увлекался античностью, древним Востоком. Участвовал в выставках «Мира искусства».
Маргарита Васильевна Сабашникова ( 1882–1973) – русская художница, поэт и писательница. В 1903 году познакомилась с Максимилианом Волошиным, в Москве на выставке картин у С.И. Щукина. В 1906 году вышла замуж за М. Волошина. Супруги расстались через год. С 1914–1917 гг. в период Первой мировой войны Сабашникова жила в Швейцарии, где принимала участие в строительстве Гетеанума в Дорнахе. После Февральской революции 1917 года вернулась в Россию, много работала как живописец. В 1922 г. окончательно переехала в Германию.
Часы работы выставки:
Пн — выходной
Вт — 11:30 – 20:00, вход до 19:30
Ср-Вс — 09:00 – 17:30, вход до 17:00
Стоимость билетов:
Взрослый полный — 200 ₽
Пенсионеры, студенты — 150 ₽
Посещение выставки входит в стоимость входного билета в основное здание музея и в билет по Пушкинской карте.