Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

Выставка к юбилеям Максимилиана Волошина и Маргариты Сабашниковой

Выставка к юбилеям Максимилиана Волошина и Маргариты Сабашниковой
«КАК МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ ЛЮБОВЬ ТВОЯ…:
К ЮБИЛЕЯМ МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА
И МАРГАРИТЫ САБАШНИКОВОЙ»

11 августа – 2 октября 2022

С 11 августа в Симферопольском художественном музее экспонируется выставка «Как млечный путь любовь твоя…: к юбилеям Максимилиана Волошина и Маргариты Сабашниковой-Волошиной» из фондового собрания Дома-музея М.А. Волошина. В нынешнем году исполнилось 145 лет со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина (1877–1932) и 140 лет со дня рождения его первой жены Маргариты Васильевны Сабашниковой (1882–1973).

Родной город Маргариты – Москва. Детство провела за границей, много путешествовала по России. Маргарита блестяще окончила московскую гимназию. Дальнейшее её образование проходило в Петербурге, в мастерской И. Репина, затем – в Москве, в мастерской К. Коровина.

11 февраля 1903 года Маргарита Сабашникова и Максимилиан Волошин встретились на выставке в картинной галерее С.И. Щукина. Эта встреча не связала их судьбы на всю жизнь, однако их имена связала на века.

Затем был Париж, который Сабашникова посетила в 1904 году. В Париже Маргарита часто встречается с Максимилианом Волошиным. Он знакомит её с новыми веяниями в искусстве и поэзии, сопровождает в прогулках по музеям и паркам, а потом в стихотворном письме делится воспоминаниями. Маргарита также отвечает Волошину в стихах.

12 апреля 1906 года в Москве состоялась их свадьба. После свадьбы Макс и Маргарита уехали в Париж. К этому же времени относится их знакомство с австрийским философом-мистиком, создателем антропософии Рудольфом Штейнером. Маргарита стала одной из первых русских учениц Штейнера. С антропософией в дальнейшем будет связана вся её жизнь. Прослушав цикл лекций Штейнера в Париже, они уезжают в Коктебель. К этому периоду относится большой архив фотографий в фондах Дома-музея М.А. Волошина. Самые яркие из них размещены в экспозиции выставки.

После Коктебеля молодожены решают поселиться в Петербурге на «башне» Вячеслава Иванова. Из-за драматических обстоятельств, связанных с семьей Ивановых, Макс и Маргарита расстаются через год после свадьбы. Маргарита уезжает в Москву, а затем навсегда покидает Россию (1922).

Авторы выставки стремились наиболее полно и ёмко отразить художественное творчество Волошина и Сабашниковой разных лет. В экспозиции выставки представлены как ранние, так и зрелые работы художника середины 20-х годов прошлого века и, конечно же, акварели, написанные в последние годы жизни (1930–1932 гг.). Пейзажи Волошина вполне узнаваемы и даже конкретны. Прозрачность, воздушность, четкость контура характерна для его зрелых работ. В тонких акварелях, похожих на строгие и точные стихи, Волошин отразил и преобразил суровый киммерийский пейзаж.

На выставке посетители смогут увидеть живописные и графические работы М.В. Сабашниковой её раннего периода. Более поздний период представлен репродукциями, некогда присланными музею г-жой Роземари Вермбтер (Штутгарт). Р. Вермбтер стала наследницей «литературных трудов» Сабашниковой по её же завещанию.

Работы Сабашниковой «Цветущие деревья и дамы» и набросок «Две дамы у окна» близки по образному строю и стилю с работами Борисова-Мусатова. Привлечет внимание посетителей «Автопортрет» во врубелевском стиле. Фоном стал естественный цвет дерева, на доске которого написано произведение. Во время пребывания в Коктебеле в 1907 году Маргарита делает набросок маслом и затем пишет портрет Волошина. Елена Оттобальдовна выжигает по дереву изображение Маргариты перед мольбертом за этим занятием.

Экспонируются прижизненные книги М.В. Сабашниковой и М.А. Волошина из собрания музея: первый сборник стихов Волошина «Стихотворения. 1900–1910» (М.: Гриф, 1910), в который вошел цикл стихов «Amori amara sacrum» («Святая горечь любви»), посвященный Сабашниковой; «Anno mundi ardentis. 1915» (М.: Зерна, 1916); «Демоны глухонемые» (Харьков: Камена, 1919). Творчество М.В. Сабашниковой представлено её мемуарами «Зеленая Змея», переводом М. Экхарта «Проповеди и рассуждения» и книгой «Святой Серафим». На выставке можно увидеть вещи, принадлежавшие Маргарите Васильевне: женские украшения, шляпная булавка, браслет и ожерелье-воротник из перламутровых раковин.

Эпистолярное наследие Сабашниковой представлено её письмами к разным адресатам различных периодов: к М.А. Волошину, Е.О. Волошиной, А.М. Петровой, М.С. Волошиной, В.П. Купченко.

Открытка-поздравление (не датировано) с новым годом и пожеланиями «полной и радостной жизни» послана «дорогой» свекрови – Елене Оттобальдовне, и подписана домашним именем – Аморя. Короткое письмо к Волошину с просьбой о разводе, датированное 9 февралем 1925 года и заверенное в мэрии города Штутгарта, текст которого сух и официален.

СПРАВКА.
Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932) – поэт-символист, художественный критик, переводчик, искусствовед, художник-акварелист. Учился в 1-й Московской мужской гимназии, затем в Феодосийской гимназии. Продолжил образование на юридическом факультете Московского университета. В 1901–1916 гг. жил в Париже, писал статьи. Занимался живописью в парижской мастерской Дж. Уистлера. В 1916 г. он переехал в Коктебель (Крым). В построенном им самим «Доме поэта» занимался живописью, поэзией и теософией. Увлекался античностью, древним Востоком. Участвовал в выставках «Мира искусства».

Маргарита Васильевна Сабашникова ( 1882–1973) – русская художница, поэт и писательница. В 1903 году познакомилась с Максимилианом Волошиным, в Москве на выставке картин у С.И. Щукина. В 1906 году вышла замуж за М. Волошина. Супруги расстались через год. С 1914–1917 гг. в период Первой мировой войны Сабашникова жила в Швейцарии, где принимала участие в строительстве Гетеанума в Дорнахе. После Февральской революции 1917 года вернулась в Россию, много работала как живописец. В 1922 г. окончательно переехала в Германию.


Часы работы выставки:
Пн — выходной
Вт — 11:30 – 20:00, вход до 19:30
Ср-Вс — 09:00 – 17:30, вход до 17:00

Стоимость билетов:
Взрослый полный — 200 ₽
Пенсионеры, студенты — 150 ₽

Посещение выставки входит в стоимость входного билета в основное здание музея и в билет по Пушкинской карте.