Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Май 2024 (52)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)

К 160-летию М.В. Нестерова

К 160-летию М.В. Нестерова31 мая исполняется 160 лет со дня рождения М.В. Нестерова (1862-1942), русского и советского художника, живописца, участника Товарищества передвижных выставок и объединения «Мир искусства».

Михаил Васильевич Нестеров родился 31 мая 1862 года в Уфе в интеллигентной купеческой семье. До двенадцати лет Михаил жил в Уфе, учился в мужской гимназии. Осенью 1874 года по распоряжению отца будущий художник переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище К. П. Воскресенского.

В 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова. С 1879 года Нестеров начал принимать участие в организованных в училище ученических выставках.

В 1881 году М.В. Нестеров переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова. В 1882 г. вернулся в Москву, вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова и В. Е. Маковского. В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника. К концу 1880-х годов стал известен как автор картин на исторические темы, отражающих его интерес к прошлому Российского государства, в частности к допетровской эпохе.

В пейзажах М.В. Нестерова человек словно слит воедино с поэтической русской природой. Герои его картин — странники, отшельники, погруженные в тихое раздумье среди нежных берез, стройных елей и тонких, грустных рябин. В рисунках «Раздумье» и «Девушка у реки» женщины в старинных одеяниях в немом созерцании красоты природы завороженно слушают, о чем рассказывает лес, о чем поют птицы…

К 160-летию М.В. Нестерова

Царевна. 1887. Эскиз
Симферопольский художественный музей


Эскиз картины «Царевна» (1887) — одна из ранних работ художника. Сказочный образ возник у Нестерова, когда однажды в сумерках он ехал по железной дороге. «Огненно-красные искры, сверкающие на фоне сизого снега, и огни семафоров вдруг поразили художника красотою своего аккорда, и в фантазии вспыхнул образ царевны с огненной звездой в короне» (С. Дурылин. Нестеров в жизни и творчестве. М., Молодая гвардия, 1965. стр.72)

К 160-летию М.В. Нестерова

За приворотным зельем. 1888
Радищевский музей


Работа «Пустынник» (1888-1889) стала первой значительной картиной, которая поставила М.В. Нестерова в ряд наиболее выдающихся живописцев того времени. На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию.


Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Картина стала первой из цикла работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни.
С 1889 году художник участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом Товарищества.

К 160-летию М.В. Нестерова


Видение отроку Варфоломею. 1889-1890
Третьяковская галерея


В 1890г. М.В. Нестеров был приглашен расписывать Владимирский собор в Киеве. Он посвятил церковным росписям и иконам более 20 лет своей жизни: работал в церкви Александра Невского в Абастумане в Грузии, в Марфо-Мариинской обители в Москве, в Спасо-Преображенском соборе в Сумах.

М.В. Нестеров неоднократно бывал в Ялте, в доме, принадлежавшем русскому художнику-пейзажисту, передвижнику Г. Ф. Ярцеву. Этот дом посещали А.М. Горький, А. П. Чехов, Н. Д. Мамин-Сибиряк, А. И. Куприн, Ф. И. Шаляпин,художники В. М. Васнецов, И. Г. Мясоедов.

В 1901 г. М.В. Нестеров отправился в Соловецкий монастырь, познакомился с природой русского Севера. Целью его путешествия были художественные поиски для программной картины «Святая Русь».

К 160-летию М.В. Нестерова

Святая Русь, 1901—1906.
Русский музей


Одной из важнейших предреволюционных работ Нестерова стало полотно «Душа народа» (1915-1916, первоначальные названия: «Христиане», «На Руси»), в котором должны были воплотиться раздумья художника о судьбе родины и русского народа. Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — „Отрок Варфоломей“, к концу — „Душа народа“».

К 160-летию М.В. Нестерова

На Руси (Душа народа). 1914-1916
Третьяковская галерея


В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету. Неоднократно Нестеров писал также самого себя — в целом художник создал около десяти графических и живописных автопортретов. В 1941 году за портрет И. П. Павлова, созданный в 1935 году, художнику была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.


В собрании Симферопольского художественного музея, помимо эскиза к картине «Царевна» (1887) хранится четыре рисунка М.В. Нестерова.

К 160-летию М.В. Нестерова

Девушка у реки. 1934
Бумага, акварель.
Симферопольский художественный музей


К 160-летию М.В. Нестерова

Девушка. Раздумье. 1939
Бумага, цветной карандаш.
Симферопольский художественный музей

К 160-летию М.В. Нестерова

Девушка у озера. 1939
Бумага, чернила чёрные, перо.
Симферопольский художественный музей


К 160-летию М.В. Нестерова

У реки. 1940
Бумага, цветной карандаш.
Симферопольский художественный музей