15 мая 2023 г. исполняется 175 лет со дня рождения известного русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926).
Его называли «истинным богатырем русской живописи». Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и взявшемуся за самые разнообразные области искусства — театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (сегодня — Кировская область) в семье священника. Его тяга к искусству проявилась уже в ранние годы. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни.
В 1858 году В. Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине. «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», — вспоминал художник. О себе В. Васнецов впоследствии говорил, что он «историк несколько на исторический лад».
В духовной семинарии Виктору Михайловичу повезло встретить Эльвиро Андриолли — ссыльного поляка и талантливого мастера живописи. Именно он, увидев полотна юного Васнецова, сказал, что у него большое будущее и что он должен развивать свой талант дальше.
В свободное от учебы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно — в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова».
В Вятке художник был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же, в 1866-1867 годах, он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для издания «Собрание русских пословиц».
Занятия изобразительным искусством настолько его увлекли, что Васнецов решил поступать в Академию художеств в Петербурге. В городе была устроена художественная лотерея, на которой разыгрывались картины художника «Жница», «Баба-торговка» и «Молочница». На вырученные от лотереи деньги, шестьдесят рублей, летом 1867 года он отправился в Петербург.
Поступив в Академию, В. Васнецов не сразу начал обучение, зимой 1867 г. он занимался живописью в школе своего друга — художника Ивана Крамского, общался с мастерами-передвижниками. В годы обучения в Академии он был отмечен Большой серебряной медалью за картину «Христос и Пилат перед народом», активно работал над книжной иллюстрацией, создал несколько знаковых жанровых полотен (Нищие певцы», «Рабочие с тачками»). В 1874 году В. Васнецов был отмечен бронзовой медалью Всемирной выставки в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина». Творчеством В. Васнецова живо интересовался В. Стасов: «Я был глубоко изумлен тем, как мог молодой художник всего 20-ти лет, самоучка, рисовать такие характерные, правдивые, жизненные фигуры».
В 1876 г. В. Васнецов работал над жанровыми картинами «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру», которые воплотили точные наблюдения художника за жизнью петербургских обывателей. К этому времени относится «Женский портрет» 1876 г., находящийся в фондах Симферопольского художественного музея.
В том же 1876 г. В. Васнецов получил предложение от Репина приехать в Париж, где в это время работали Крамской, Савицкий, Беггров, Боголюбов. Здесь, в Париже и его предместьях, художник написал несколько вариантов картины «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа), принимал участие в выставках. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри».
В 1877 г. В. Васнецов возвратился в Россию, переехал из Санкт-Петербурга в Москву. Здесь он познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.
В московский период были созданы такие известные произведения художника, как «Витязь на распутье» (первый вариант картины 1878 г.), «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1878 г. Здесь же Васнецов стал участником Абрамцевского кружка, по заказу мецената Саввы Мамонтова написал три картины для управления Донецкой железной дороги («Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства»). В Абрамцево зародился замысел картины «Аленушка» 1881 г. По заказу П. Третьякова художник выполнил эскизы главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
В 1885-1896 гг. В. Васнецов принимал участие в росписи построенного Владимирского собора в Киеве, совместно с В. Поленовым, М. Нестеровым. Одновременно получает воплощение замысел картины «Богатыри» (1881-1898), зародившийся в парижской мастерской.
После возвращения в Москву художник продолжил работу над сюжетами из народных преданий, былин и сказок («Иван Царевич на Сером Волке» 1889 г., «Царь Иван Васильевич Грозный» 1897 г.). На рубеже XIX-XX вв. был создан и карандашный рисунок «Жница», представленный в постоянной экспозиции Симферопольского художественного музея.
Художник до конца жизни остается верен избранной им сказочно-былинной тематике, одним из наиболее известных произведений художника последних лет жизни стал сюжет «Царевна-лягушка» 1918 г. В. Васнецов умер в своей мастерской в 1926 г., был похоронен на Введенском кладбище в Лефортово.
Н.Н. Ге вспоминал: «Васнецов любит русского человека и наблюдает его жизнь, но по особенному складу своего характера он обратил внимание не на ежедневные его поступки, а на те образы и мысли, которые находятся у него в голове..». В правдивости и искренности творчества В. Васнецова заключена неисчерпаемая сила его произведений.
Литература:
Галерея искусств. В. Васнецов. №10. 2005.
Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов - :М. Художник РСФСР, 1964. - 56 с.
Шилова Е. В. Виктор Васнецов: Альбом. - М.: Арт-Родник, 2004. -72 с.
Кугушева А.Ю.