Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июль 2024 (22)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (32)

К 175-летию В.М. Васнецова

К 175-летию В.М. Васнецова15 мая 2023 г. исполняется 175 лет со дня рождения известного русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926).
Его называли «истинным богатырем русской живописи». Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и взявшемуся за самые разнообразные области искусства — театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (сегодня — Кировская область) в семье священника. Его тяга к искусству проявилась уже в ранние годы. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни.
В 1858 году В. Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине. «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», — вспоминал художник. О себе В. Васнецов впоследствии говорил, что он «историк несколько на исторический лад».
В духовной семинарии Виктору Михайловичу повезло встретить Эльвиро Андриолли — ссыльного поляка и талантливого мастера живописи. Именно он, увидев полотна юного Васнецова, сказал, что у него большое будущее и что он должен развивать свой талант дальше.
В свободное от учебы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно — в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова».

В Вятке художник был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же, в 1866-1867 годах, он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для издания «Собрание русских пословиц».

Занятия изобразительным искусством настолько его увлекли, что Васнецов решил поступать в Академию художеств в Петербурге. В городе была устроена художественная лотерея, на которой разыгрывались картины художника «Жница», «Баба-торговка» и «Молочница». На вырученные от лотереи деньги, шестьдесят рублей, летом 1867 года он отправился в Петербург.

Поступив в Академию, В. Васнецов не сразу начал обучение, зимой 1867 г. он занимался живописью в школе своего друга — художника Ивана Крамского, общался с мастерами-передвижниками. В годы обучения в Академии он был отмечен Большой серебряной медалью за картину «Христос и Пилат перед народом», активно работал над книжной иллюстрацией, создал несколько знаковых жанровых полотен (Нищие певцы», «Рабочие с тачками»). В 1874 году В. Васнецов был отмечен бронзовой медалью Всемирной выставки в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина». Творчеством В. Васнецова живо интересовался В. Стасов: «Я был глубоко изумлен тем, как мог молодой художник всего 20-ти лет, самоучка, рисовать такие характерные, правдивые, жизненные фигуры».

К 175-летию В.М. ВаснецоваВ 1876 г. В. Васнецов работал над жанровыми картинами «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру», которые воплотили точные наблюдения художника за жизнью петербургских обывателей. К этому времени относится «Женский портрет» 1876 г., находящийся в фондах Симферопольского художественного музея.


В том же 1876 г. В. Васнецов получил предложение от Репина приехать в Париж, где в это время работали Крамской, Савицкий, Беггров, Боголюбов. Здесь, в Париже и его предместьях, художник написал несколько вариантов картины «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа), принимал участие в выставках. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри».

В 1877 г. В. Васнецов возвратился в Россию, переехал из Санкт-Петербурга в Москву. Здесь он познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.
В московский период были созданы такие известные произведения художника, как «Витязь на распутье» (первый вариант картины 1878 г.), «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1878 г. Здесь же Васнецов стал участником Абрамцевского кружка, по заказу мецената Саввы Мамонтова написал три картины для управления Донецкой железной дороги («Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства»). В Абрамцево зародился замысел картины «Аленушка» 1881 г. По заказу П. Третьякова художник выполнил эскизы главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

К 175-летию В.М. Васнецова


В 1885-1896 гг. В. Васнецов принимал участие в росписи построенного Владимирского собора в Киеве, совместно с В. Поленовым, М. Нестеровым. Одновременно получает воплощение замысел картины «Богатыри» (1881-1898), зародившийся в парижской мастерской.
К 175-летию В.М. ВаснецоваК 175-летию В.М. Васнецова


К 175-летию В.М. ВаснецоваПосле возвращения в Москву художник продолжил работу над сюжетами из народных преданий, былин и сказок («Иван Царевич на Сером Волке» 1889 г., «Царь Иван Васильевич Грозный» 1897 г.). На рубеже XIX-XX вв. был создан и карандашный рисунок «Жница», представленный в постоянной экспозиции Симферопольского художественного музея.

К 175-летию В.М. Васнецова


Художник до конца жизни остается верен избранной им сказочно-былинной тематике, одним из наиболее известных произведений художника последних лет жизни стал сюжет «Царевна-лягушка» 1918 г. В. Васнецов умер в своей мастерской в 1926 г., был похоронен на Введенском кладбище в Лефортово.
Н.Н. Ге вспоминал: «Васнецов любит русского человека и наблюдает его жизнь, но по особенному складу своего характера он обратил внимание не на ежедневные его поступки, а на те образы и мысли, которые находятся у него в голове..». В правдивости и искренности творчества В. Васнецова заключена неисчерпаемая сила его произведений.

Литература:
Галерея искусств. В. Васнецов. №10. 2005.
Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов - :М. Художник РСФСР, 1964. - 56 с.
Шилова Е. В. Виктор Васнецов: Альбом. - М.: Арт-Родник, 2004. -72 с.

Кугушева А.Ю.