Интерес к истории памятников архитектуры Крыма в настоящее время подогревается ожиданием торжеств, посвященных 400-летию Царственного Дома Романовых. Внимание историков привлекают Ливадийский дворец, царские имения на Южном берегу Крыма, ряд симферопольских памятников архитектуры, ставших свидетелями пребывания императорской семьи в крымской столице.
В 2012 году было отмечено 225-летие посещения Крыма Екатериной II в 1787 году, живым свидетелем которого в «Городе пользы» стала церковь Константина и Елены. В 1837 году Симферополь удостоился визита Николая I и императорской семьи. С этим событием связана история Странноприимного дома Таранова-Белозерова и имения Михаила Семеновича Воронцова на Салгире. О посещении Симферополя Николаем II свидетельствует история дома Таврического губернатора, где император останавливался в апреле 1912 года.
Отдельного упоминания заслуживает Офицерское собрание 51-го пехотного Литовского Его Императорского Величества наследника цесаревича Алексея Николаевича полка, в историческом здании которого располагается КРУ «Симферопольский художественный музей».
В рамках мероприятий, посвященных 400-летию Царственного Дома Романовых и 100-летнему юбилею Офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка, в октябре 2013 года в Симферопольском художественном музее пройдет международная научная конференция «XVIII Крымские искусствоведческие чтения».
Каждый музей условно делится на коллекцию и помещение [1]. Общая история собрания Симферопольского художественного музея освещена в его послевоенных каталогах. Судьбе довоенной коллекции посвящена статья Г.И. Федотовой и Н.Ф. Грищенко в сборнике «Крымский музей» 1995-1996 годов.
История художественного музея как памятника архитектуры, располагающегося по адресу Долгоруковская (Карла Либкнехта), 35, начинается в 1909 году. «В день 100-летнего юбилея Литовского полка в 1909 году Николай II пожаловал на постройку и оборудование офицерского собрания 17 тыс. рублей…» [2].
Здание Офицерского собрания 51-го пехотного Его Императорского Величества наследника цесаревича Алексея Николаевича полка было построено в 1910-1913 годах, по проекту симферопольских архитекторов Ф.К. Киблера, Е.Д. Садовского и А.Я. Рыкова. «22 октября 1913 года, в день 104-й годовщины формирования Литовского полка, крымские газеты «Южное слово», «Южные ведомости», «Крымский вестник» сообщали об освящении и открытии здания офицерского собрания 51-го Литовского пехотного полка. В городе состоялся настоящий праздник — крестный ход с освящением, приветственные речи, фейерверк» [3]. Современники отмечали, что новое здание в классическом стиле стало «истинным украшением города» [4].
До 1936 года история будущей картинной галереи была непосредственно связана с историей Центрального музея Тавриды. В каталоге за 1969 год приводятся сведения о его художественном отделе: «Первоначально экспозиция размещалась в здании нынешнего отделения Госбанка на улице Горького, 4. Отдел был открыт для посещений весной 1921 года» [5].
Из телеграммы заведующего главмузеем Н.И. Троцкой от 20 января 1922 года становится известно, что «ЦМТ выселяется из здания Советская 4» [6]. Заведующий Центральным музеем Тавриды профессор Н.А. Эрнст в отчете Крымскому Областному Комитету РКП (б) от 21 января 1922 года указывает: «При тщательном осмотре здания Военкомата по Долгоруковской улице (бывшее Офицерское Собрание Литовского полка) я нашел его очень подходящим для Музея. Просил бы только в постановлении о передаче его Музею упомянуть «со всею его усадьбой», чтобы включить таким образом и надворные постройки» [7].
Интересные сведения о том, как использовалось бывшее Офицерское собрание после Октябрьской революции, приводит газета «Красный Крым» от 22 мая 1928 года. Статья «Победа труда» сообщает, что здесь «во времена врангелевщины была военно-полевая часть суда и выносились смертные приговоры революционерам-подпольщикам» [8]. В анкете Центрального музея Тавриды по владению (строению) за 1924 года указано, что с ноября 1920 года здание эксплуатировалось: «5. 1) Лазаретом; 2) Военкоматом по ордеру коммунхоза; 3) с ноября 1922 г. постановлением КРСНК передано под музей» [9].
20 мая 1923 года в газете «Красный Крым» была размещена статья «Музей Тавриды», где указывалось, что музей, после выселения из здания по ул. Горького, 4, буквально «воскрес из мертвых. Ему дали помещение. Выступали на открытии: Полканов, Новицкий, Игузин и другие. В нем ценные полотна, фарфор, скульптура-искусство всех времен и народов» [10].
По годовому отчету Центрального музея Тавриды от 1 октября 1927 года, в художественном отделе находился 1871 экспонат, из них 573 предмета поступило за год [11].
В докладной записке от 1937 года директор картинной галереи Зинин приводит данные о передаче в 1934 году здания по ул. К.Либкнехта, 35 Комвузу, в то время как Центральный музей Тавриды «был переведен на угол Пушкинской и Гоголевской, но в последнем помещении не оказалось места для художественного отдела, благодаря чему весь этот фонд был свален в сарай, где и валялся до апреля 1935 года. В апреле 1935 года 20% этого фонда было вытащено из сарая (а часть его и сейчас еще за неимением места лежит там) и переведен в отдельное помещение по ул. Кирова, 8 (бывший Костел), где была развернута выставка» [12]. Следующий директор картинной галереи И.А. Фомина в докладной записке от 16 сентября 1938 года отмечает начало злоключений художественной коллекции 1932 годом [13].
В сентябре 1936 года картинная галерея была передана из системы Наркомпроса в систему Управления по делам искусств. В докладе Начальника Управления по делам искусств при Совнаркоме Крымской АССР от 5 октября 1936 года описывается положение картинной галереи, размещенной в сыром помещении бывшей католической церкви по ул. Кирова: «в числе имеющегося художественного инвентаря есть единственные экспонаты художественных произведений в СССР, дальнейшее нахождение Картинной галереи г. Симферополя в таких условиях недопустимо» [14]. Позднее, в том же 1936 году, Управление по делам искусств передает помещение бывшего католического собора Союз-фото. Директор картинной галереи Зинин так описывает новое здание, выделенное для хранения и экспонирования художественных произведений: «В декабре взамен обещанного лучшего помещения и впредь до подыскания подходящего, мне предоставили за городом во дворе бывший костел, который не только не подходит по месту, но и тесен с разбитой крышей и наличием сырости и не годится даже как склад» [15].
Выдвигались предложения о переводе Симферопольской картинной галереи в Ялту (во дворец Эмира Бухарского) либо в Феодосию (в Феодосийскую картинную галерею им. И.И. Айвазовского) «временно до постройки специального помещения, вполне пригодного и соответствующего для картинной галереи в г. Симферополе» [16]. Вопрос о создании нового помещения для художественного отдела поднимался неоднократно: «5. предложить Наркомпросу и Госплану приступить в 1935 году к разработке проекта строительства здания художественной галереи в г. Симферополе…» [17]. Но, как отмечалось впоследствии дирекцией выселенной галереи, «третий вариант о постройке нового помещения под Картинную Галерею требует более длительного времени, а ценнейший фонд все более разрушается» [18].
В июле 1937 года Начальник Управления по делам искусств Фаизи обращается к Правлению Комитета по делам искусств при СНК КрымАССР с просьбой «занимаемое и принадлежащее Музею Тавриды, помещение по ул. Карла Либкнехта, в данный момент занимаемое ВСКШ предоставить под Картинную Галерею г. Симферополя» [19]. В августе 1937 года, «в связи с реорганизацией Высшей Сельскохозяйственной Коммунистической школы по улице К. Либкнехта, решением СНК Крыма от 28/VII с.г. передано Управлению по делам искусств при СНК КР АССР для организации картинной галереи и художественного училища» [20].
Уже в статотчете Симферопольской Областной Картинной галереи за 1937 год приведен адрес: г. Симферополь, ул. К. Либкнехта, 35, а сам 1937 год отмечен как дата возникновения музея [21]. В списке музеев, находящихся в системе Комитета по делам искусств при СНК СССР на 1939 год, указано количество экспонатов, входивших в фонды и экспозицию: «Всего 1863, живопись — 644, скульптура — 14, графика — 138, прикладное искусство и народно-художественные ремесла — 1047, прочие — 20, в экспозиции — 860» [22].
В 1940 году в здании картинной галереи устанавливается панорама «Штурм Перекопа», в связи с чем «с 5 мая с/г Симферопольская картинная галерея была свернута и 13 июня открыта для посещения панорама» [23]. Успех выставки был отмечен газетой «Курортный Крым» от 13 августа 1940 года: «В двух этажах просторного здания выставлены полотна, отражающие эпизоды исторического решающего штурма последнего оплота белогвардейщины: основная картина «Штурм Турецкого вала» и четыре диорамы: «Бой у села Отрада», «Переход через Сиваш», «Бой у Чонгарского моста» и «Бой у Юшуни». Выставленные произведения представляют эскизы (в одну пятую нормальной величины) панорамы «Штурм Перекопа», создаваемое в Москве по инициативе К.Е. Ворошилова. За два месяца выставку осмотрели 50.000 человек» [24].
В годы Великой Отечественной войны предпринимается попытка эвакуировать художественную коллекцию галереи через Керчь, где, по сообщению директора галереи Я.П. Бирзгала, большая ее часть гибнет под артобстрелом [25].
По имеющимся данным, «во время оккупации Крыма немецкими и румынскими войсками здание музея сильно пострадало, так как в нем немецкими частями была устроена конюшня и в момент отступления немцев из Симферополя последними оно было подожжено, но пожар был потушен подоспевшими частями Красной Армии» [26]. Директор галереи Я.П. Бирзгал описывает техническое состояние здания после войны: «…После возвращения из эвакуации мы застали здание галереи в полуразрушенном состоянии: без окон и дверей, с выгоревшим чердачным помещением, разрушенной кровлей, частично выломанными полами, разрушенным центральным отоплением, осветительной сетью, канализацией и водопроводом, во многих местах обвалилась лепка в связи с протекающей кровлей…» [27].
В мае 1944 года Начальник Управления по делам искусств при СНК КрымАССР Молоденков обращается к Управлению по делам искусств КрымАССР с просьбой выделить средства на капитальный ремонт: «Симферопольская галерея. Необходим капитальный ремонт здания. Стоимость работ — 40.000 р.» [28]. Несмотря на вышеописанное состояние здания, оно использовалось до апреля 1945 года в качестве склада [29]. Сохранился акт от 28 апреля 1945 года о передаче здания по ул. К. Либкнехта, 35 в г. Симферополе санитарным отделом одесского военного округа Симферопольской картинной галерее [30].
По приказу Управления по делам искусств при СНК ВСФСР № 148 от 20 февраля 1945 года, уже к ноябрю 1945 года в здании предполагалось провести первую выставку Севастопольской картинной галереи [31]. Но только в сентябре 1945 года Исполком Управления по делам искусств при СНК ВСФСР постановляет «предложить исполкому Симферопольского Горсовета депутатов трудящихся (тов. Петрякову) организовать ремонт здания Симферопольской картинной галереи с таким расчетом, чтобы ремонтно-восстановительные работы галереи были закончены в первом полугодии 1946 года» [32]. И лишь в 1947 году, «в дни празднования 30-летия Октября объединенная экспозиция была закончена и открыта, но в связи с замечаниями по экспозиционному плану галерея была временно закрыта. Вследствие этого она в 1947 году функционировала всего 20 дней. Ее посетило 1280 человек. Из общего количества экспонатов в экспозицию включены: Симферопольской картинной галереи из 1045 включено 78, Севастопольской картинной галереи из 1757 выставлено 428» [33]. Самостоятельная история бытования послевоенной коллекции музея начинается с 1956 года [34].
Длительное время судьба Офицерского собрания находилась в тени довоенного и послевоенного художественного собрания. Интерес к самому зданию побудил коллектив музея к изучению архивных документов и литературы, к активному введению исторического материала в экскурсионный и лекционный материал.
В 2006 году стартовал проект по созданию Музея 51-го пехотного Литовского полка в стенах художественного музея. Несколько лет велась обширная переписка с потомками солдат и офицеров 51-го пехотного Литовского полка, расселившимися по пяти континентам. В архивах Крыма, Украины, России была проведена работа по поиску документов, сбору фото- и архивных материалов, связанных с историей полка. К примеру, в одной из частных коллекций была найдена книга, посвященная 100-летию полка (1200 страниц) и, с согласия держателя, выполнена копия. Были обнаружены подлинные полковые хоругви, подлинный портрет цесаревича Алексея, подаренный полку в 1909 году; фотографии, сделанные в Офицерском собрании до Октябрьской революции, и проч. В состав экспозиции Музея полка вошли 144 уникальных предмета и документа.
В результате научно-исследовательской работы установлено, что во флигеле здания музея, в котором в XX в. в разное время размещались госпиталь, детский сад и проч., изначально располагался дом командира полка. Таким образом, были установлены исторические границы усадьбы Офицерского собрания. Позднее, в 2012 году, флигель музея, как вновь выявленный объект культурного наследия, был поставлен на учет в Республиканском комитете по охране памятников. В настоящее время оформлен охранный договор на уникальный архитектурный комплекс усадьбы Офицерского собрания.
В 2009 году для объединения потомков чинов 51-го пехотного Литовского полка и для дальнейшего проведения исследовательской работы сотрудниками журнала «Military Крым» были изготовлены точные копии полковых знаков, которые были вручены на торжественном собрании 22 октября 2009 года в честь 200-летнего юбилея полка.
Для воссоздания Музея полка в зале, предусмотренном для этой цели архитекторами в начале XX века, были проведены демонтаж фондов из музейного зала №8 и ремонт помещения.
Созданию музея сопутствовал ряд культурно-образовательных программ. В частности, в 2011 году в сотрудничестве с телевизионной компанией «Неаполь» был создан документальный фильм, посвященный истории 51-го Литовского полка. В феврале 2012 года, в сотрудничестве с Министерством культуры АР Крым, в художественном музее был разработан образовательный проект «Аполлониада», направленный на привлечение внимания учащихся к архитектурным памятникам города Симферополя и, в частности, к истории Офицерского собрания.
12 июня 2012 года состоялось торжественное открытие экспозиции Музея 51-го пехотного Литовского полка и презентация фильма, посвященного его истории. В экспозиции зала находится 175 предметов, из них 28 произведений представляют коллекцию художественного музея. На открытии Клубом военной истории Симферополя была продемонстрирована реконструкция военной формы 51-го Литовского пехотного полка времен I Мировой войны (1 офицерский и 2 солдатских мундира).
В ходе международной конференции «XVII Крымский искусствоведческие чтения» 25-26 октября 2012 года был отмечен 100-летний юбилей марша «Прощание славянки» (автор Я.И. Богарад), впервые исполненного в стенах Офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка.
В дальнейшем запланировано продолжение проекта и полное воссоздание дореволюционных интерьеров Офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка. В настоящий момент ведется активная работа с литературой и архивными документами с целью издания нового каталога по истории здания и художественной коллекции музея.
Ссылки:
1. Сауленко, Людмила. Ее Сиятельство Коллекция, Его Величество Музей: [очерк] / Людмила Сауленко. — Одесса: Астропринт, 2012. — с. 32
2. Белова С.Л. Симферополь. Этюды истории, культуры, архитектуры. — Симферополь: Таврия-Плюс, 2001. — с. 131.
3. Литовский след на крымской земле. — Симферополь: ДОЛЯ, 2006. — с. 116
4. Федотова Г.И., Грищенко Н.Ф. История коллекции // Крымский музей, 1995-1996. — Симферополь: Таврия, 1996. — с. 162-172
5. Симферопольский художественный музей: Каталог. — Симферополь: Изд. «Крым», 1969. — с. 3
6. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 1. — Д. 47. — Л. 137.
7. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 1. — Д. 106. — Л. 17.
8. Красный Крым. 1928, 20 мая. № 111.
9. ГАРФ. — Ф. Ф-2307. — Оп. 9. — Д. 77. — Л. 37.
10. Красный Крым. 1923, 20 мая.
11. ГААРК. — Ф. Р-2865. — Оп. 2. — Д. 5. — Л. 2.
12. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 10. — Д. 152. — Л. 62-63.
13. ГААРК. — Ф. Р-3076. — Оп. 1. — Д. 21. — Л. 4.
14. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 9. — Д. 257. — Л. 51-52.
15. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 10. — Д. 152. — Л. 62-63.
16. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 9. — Д. 257. — Л. 53-54.
17. ГААРК. — Ф. Р-663. — Оп. 6. — Д. 13. — Л. 4.
18. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 10. — Д. 152. — Л. 62-63.
19. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 10. — Д. 152. — Л. 61.
20. РГАЛИ. — Ф-962. — Оп. 6. — Д. 260. — Л. 45.
21. ГААРК. — Ф. Р-219. — Оп. 1. — Д. 1812. — Л. 50.
22. РГАЛИ. — Ф-962. — Оп. 3. — Д. 742. — Л. 5-7.
23. ГААРК. — Ф. Р-3076. — Оп. 1. — Д. 37. — Л. 90.
24. РГАЛИ. — Ф-2075. — Оп. 7. — Д. 14. — Л. 15.
25. ГААРК. — Ф. Р-4133. — Оп. 1. — Д. 10. — Л. 11-13.
26. ГААРК. — Ф. Р-4133. — Оп. 1. — Д. 4. — Л. 4.
27. ГААРК. — Ф. Р-4133. — Оп. 1. — Д. 12. — Л. 12.
28. ГААРК. — Ф. Р-3076. — Оп. 1. — Д. 50. — Л. 77.
29. ГААРК. — Ф. Р-4133. — Оп. 1. — Д. 4. — Л. 3а.
30. ГААРК. — Ф. Р-4133. — Оп. 1. — Д. 4. — Л. 4.
31. ГААРК. — Ф. Р-2693. — Оп. 3. — Д. 1. — Л. 5.
32. ГААРК. — Ф. Р-4133. — Оп. 1. — Д. 3. — Л. 3-4.
33. ГААРК. — Ф. Р-2693. — Оп. 3. — Д. 24. — Л. 8.
34. Симферопольский художественный музей: Каталог. — Симферополь: Изд. «Крым», 1969. — с. 4