Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (25)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

История здания и коллекции музея

История здания  и коллекции музеяИнтерес к истории памятников архитектуры Крыма в настоящее время подогревается ожиданием торжеств, посвященных 400-летию Царственного Дома Романовых. Внимание историков привлекают Ливадийский дворец, царские имения на Южном берегу Крыма, ряд симферопольских памятников архитектуры, ставших свидетелями пребывания императорской семьи в крымской столице.

В 2012 году было отмечено 225-летие посещения Крыма Екатериной II в 1787 году, живым свидетелем которого в «Городе пользы» стала церковь Константина и Елены. В 1837 году Симферополь удостоился визита Николая I и императорской семьи. С этим событием связана история Странноприимного дома Таранова-Белозерова и имения Михаила Семеновича Воронцова на Салгире. О посещении Симферополя Николаем II свидетельствует история дома Таврического губернатора, где император останавливался в апреле 1912 года.

Отдельного упоминания заслуживает Офицерское собрание 51-го пехотного Литовского Его Императорского Величества наследника цесаревича Алексея Николаевича полка, в историческом здании которого располагается КРУ «Симферопольский художественный музей».

В рамках мероприятий, посвященных 400-летию Царственного Дома Романовых и 100-летнему юбилею Офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка, в октябре 2013 года в Симферопольском художественном музее пройдет международная научная конференция «XVIII Крымские искусствоведческие чтения».

Каждый музей условно делится на коллекцию и помещение [1]. Общая история собрания Симферопольского художественного музея освещена в его послевоенных каталогах. Судьбе довоенной коллекции посвящена статья Г.И. Федотовой и Н.Ф. Грищенко в сборнике «Крымский музей» 1995-1996 годов.

История художественного музея как памятника архитектуры, располагающегося по адресу Долгоруковская (Карла Либкнехта), 35, начинается в 1909 году. «В день 100-летнего юбилея Литовского полка в 1909 году Николай II пожаловал на постройку и оборудование офицерского собрания 17 тыс. рублей…» [2].

Здание Офицерского собрания 51-го пехотного Его Императорского Величества наследника цесаревича Алексея Николаевича полка было построено в 1910-1913 годах, по проекту симферопольских архитекторов Ф.К. Киблера, Е.Д. Садовского и А.Я. Рыкова. «22 октября 1913 года, в день 104-й годовщины формирования Литовского полка, крымские газеты «Южное слово», «Южные ведомости», «Крымский вестник» сообщали об освящении и открытии здания офицерского собрания 51-го Литовского пехотного полка. В городе состоялся настоящий праздник — крестный ход с освящением, приветственные речи, фейерверк» [3]. Современники отмечали, что новое здание в классическом стиле стало «истинным украшением города» [4].

До 1936 года история будущей картинной галереи была непосредственно связана с историей Центрального музея Тавриды. В каталоге за 1969 год приводятся сведения о его художественном отделе: «Первоначально экспозиция размещалась в здании нынешнего отделения Госбанка на улице Горького, 4. Отдел был открыт для посещений весной 1921 года» [5].

Из телеграммы заведующего главмузеем Н.И. Троцкой от 20 января 1922 года становится известно, что «ЦМТ выселяется из здания Советская 4» [6]. Заведующий Центральным музеем Тавриды профессор Н.А. Эрнст в отчете Крымскому Областному Комитету РКП (б) от 21 января 1922 года указывает: «При тщательном осмотре здания Военкомата по Долгоруковской улице (бывшее Офицерское Собрание Литовского полка) я нашел его очень подходящим для Музея. Просил бы только в постановлении о передаче его Музею упомянуть «со всею его усадьбой», чтобы включить таким образом и надворные постройки» [7].

Интересные сведения о том, как использовалось бывшее Офицерское собрание после Октябрьской революции, приводит газета «Красный Крым» от 22 мая 1928 года. Статья «Победа труда» сообщает, что здесь «во времена врангелевщины была военно-полевая часть суда и выносились смертные приговоры революционерам-подпольщикам» [8]. В анкете Центрального музея Тавриды по владению (строению) за 1924 года указано, что с ноября 1920 года здание эксплуатировалось: «5. 1) Лазаретом; 2) Военкоматом по ордеру коммунхоза; 3) с ноября 1922 г. постановлением КРСНК передано под музей» [9].

20 мая 1923 года в газете «Красный Крым» была размещена статья «Музей Тавриды», где указывалось, что музей, после выселения из здания по ул. Горького, 4, буквально «воскрес из мертвых. Ему дали помещение. Выступали на открытии: Полканов, Новицкий, Игузин и другие. В нем ценные полотна, фарфор, скульптура-искусство всех времен и народов» [10].

По годовому отчету Центрального музея Тавриды от 1 октября 1927 года, в художественном отделе находился 1871 экспонат, из них 573 предмета поступило за год [11].

В докладной записке от 1937 года директор картинной галереи Зинин приводит данные о передаче в 1934 году здания по ул. К.Либкнехта, 35 Комвузу, в то время как Центральный музей Тавриды «был переведен на угол Пушкинской и Гоголевской, но в последнем помещении не оказалось места для художественного отдела, благодаря чему весь этот фонд был свален в сарай, где и валялся до апреля 1935 года. В апреле 1935 года 20% этого фонда было вытащено из сарая (а часть его и сейчас еще за неимением места лежит там) и переведен в отдельное помещение по ул. Кирова, 8 (бывший Костел), где была развернута выставка» [12]. Следующий директор картинной галереи И.А. Фомина в докладной записке от 16 сентября 1938 года отмечает начало злоключений художественной коллекции 1932 годом [13].

В сентябре 1936 года картинная галерея была передана из системы Наркомпроса в систему Управления по делам искусств. В докладе Начальника Управления по делам искусств при Совнаркоме Крымской АССР от 5 октября 1936 года описывается положение картинной галереи, размещенной в сыром помещении бывшей католической церкви по ул. Кирова: «в числе имеющегося художественного инвентаря есть единственные экспонаты художественных произведений в СССР, дальнейшее нахождение Картинной галереи г. Симферополя в таких условиях недопустимо» [14]. Позднее, в том же 1936 году, Управление по делам искусств передает помещение бывшего католического собора Союз-фото. Директор картинной галереи Зинин так описывает новое здание, выделенное для хранения и экспонирования художественных произведений: «В декабре взамен обещанного лучшего помещения и впредь до подыскания подходящего, мне предоставили за городом во дворе бывший костел, который не только не подходит по месту, но и тесен с разбитой крышей и наличием сырости и не годится даже как склад» [15].

Выдвигались предложения о переводе Симферопольской картинной галереи в Ялту (во дворец Эмира Бухарского) либо в Феодосию (в Феодосийскую картинную галерею им. И.И. Айвазовского) «временно до постройки специального помещения, вполне пригодного и соответствующего для картинной галереи в г. Симферополе» [16]. Вопрос о создании нового помещения для художественного отдела поднимался неоднократно: «5. предложить Наркомпросу и Госплану приступить в 1935 году к разработке проекта строительства здания художественной галереи в г. Симферополе…» [17]. Но, как отмечалось впоследствии дирекцией выселенной галереи, «третий вариант о постройке нового помещения под Картинную Галерею требует более длительного времени, а ценнейший фонд все более разрушается» [18].

В июле 1937 года Начальник Управления по делам искусств Фаизи обращается к Правлению Комитета по делам искусств при СНК КрымАССР с просьбой «занимаемое и принадлежащее Музею Тавриды, помещение по ул. Карла Либкнехта, в данный момент занимаемое ВСКШ предоставить под Картинную Галерею г. Симферополя» [19]. В августе 1937 года, «в связи с реорганизацией Высшей Сельскохозяйственной Коммунистической школы по улице К. Либкнехта, решением СНК Крыма от 28/VII с.г. передано Управлению по делам искусств при СНК КР АССР для организации картинной галереи и художественного училища» [20].

Уже в статотчете Симферопольской Областной Картинной галереи за 1937 год приведен адрес: г. Симферополь, ул. К. Либкнехта, 35, а сам 1937 год отмечен как дата возникновения музея [21]. В списке музеев, находящихся в системе Комитета по делам искусств при СНК СССР на 1939 год, указано количество экспонатов, входивших в фонды и экспозицию: «Всего 1863, живопись — 644, скульптура — 14, графика — 138, прикладное искусство и народно-художественные ремесла — 1047, прочие — 20, в экспозиции — 860» [22].

В 1940 году в здании картинной галереи устанавливается панорама «Штурм Перекопа», в связи с чем «с 5 мая с/г Симферопольская картинная галерея была свернута и 13 июня открыта для посещения панорама» [23]. Успех выставки был отмечен газетой «Курортный Крым» от 13 августа 1940 года: «В двух этажах просторного здания выставлены полотна, отражающие эпизоды исторического решающего штурма последнего оплота белогвардейщины: основная картина «Штурм Турецкого вала» и четыре диорамы: «Бой у села Отрада», «Переход через Сиваш», «Бой у Чонгарского моста» и «Бой у Юшуни». Выставленные произведения представляют эскизы (в одну пятую нормальной величины) панорамы «Штурм Перекопа», создаваемое в Москве по инициативе К.Е. Ворошилова. За два месяца выставку осмотрели 50.000 человек» [24].

В годы Великой Отечественной войны предпринимается попытка эвакуировать художественную коллекцию галереи через Керчь, где, по сообщению директора галереи Я.П. Бирзгала, большая ее часть гибнет под артобстрелом [25].
По имеющимся данным, «во время оккупации Крыма немецкими и румынскими войсками здание музея сильно пострадало, так как в нем немецкими частями была устроена конюшня и в момент отступления немцев из Симферополя последними оно было подожжено, но пожар был потушен подоспевшими частями Красной Армии» [26]. Директор галереи Я.П. Бирзгал описывает техническое состояние здания после войны: «…После возвращения из эвакуации мы застали здание галереи в полуразрушенном состоянии: без окон и дверей, с выгоревшим чердачным помещением, разрушенной кровлей, частично выломанными полами, разрушенным центральным отоплением, осветительной сетью, канализацией и водопроводом, во многих местах обвалилась лепка в связи с протекающей кровлей…» [27].

В мае 1944 года Начальник Управления по делам искусств при СНК КрымАССР Молоденков обращается к Управлению по делам искусств КрымАССР с просьбой выделить средства на капитальный ремонт: «Симферопольская галерея. Необходим капитальный ремонт здания. Стоимость работ — 40.000 р.» [28]. Несмотря на вышеописанное состояние здания, оно использовалось до апреля 1945 года в качестве склада [29]. Сохранился акт от 28 апреля 1945 года о передаче здания по ул. К. Либкнехта, 35 в г. Симферополе санитарным отделом одесского военного округа Симферопольской картинной галерее [30].

По приказу Управления по делам искусств при СНК ВСФСР № 148 от 20 февраля 1945 года, уже к ноябрю 1945 года в здании предполагалось провести первую выставку Севастопольской картинной галереи [31]. Но только в сентябре 1945 года Исполком Управления по делам искусств при СНК ВСФСР постановляет «предложить исполкому Симферопольского Горсовета депутатов трудящихся (тов. Петрякову) организовать ремонт здания Симферопольской картинной галереи с таким расчетом, чтобы ремонтно-восстановительные работы галереи были закончены в первом полугодии 1946 года» [32]. И лишь в 1947 году, «в дни празднования 30-летия Октября объединенная экспозиция была закончена и открыта, но в связи с замечаниями по экспозиционному плану галерея была временно закрыта. Вследствие этого она в 1947 году функционировала всего 20 дней. Ее посетило 1280 человек. Из общего количества экспонатов в экспозицию включены: Симферопольской картинной галереи из 1045 включено 78, Севастопольской картинной галереи из 1757 выставлено 428» [33]. Самостоятельная история бытования послевоенной коллекции музея начинается с 1956 года [34].

Длительное время судьба Офицерского собрания находилась в тени довоенного и послевоенного художественного собрания. Интерес к самому зданию побудил коллектив музея к изучению архивных документов и литературы, к активному введению исторического материала в экскурсионный и лекционный материал.

В 2006 году стартовал проект по созданию Музея 51-го пехотного Литовского полка в стенах художественного музея. Несколько лет велась обширная переписка с потомками солдат и офицеров 51-го пехотного Литовского полка, расселившимися по пяти континентам. В архивах Крыма, Украины, России была проведена работа по поиску документов, сбору фото- и архивных материалов, связанных с историей полка. К примеру, в одной из частных коллекций была найдена книга, посвященная 100-летию полка (1200 страниц) и, с согласия держателя, выполнена копия. Были обнаружены подлинные полковые хоругви, подлинный портрет цесаревича Алексея, подаренный полку в 1909 году; фотографии, сделанные в Офицерском собрании до Октябрьской революции, и проч. В состав экспозиции Музея полка вошли 144 уникальных предмета и документа.

В результате научно-исследовательской работы установлено, что во флигеле здания музея, в котором в XX в. в разное время размещались госпиталь, детский сад и проч., изначально располагался дом командира полка. Таким образом, были установлены исторические границы усадьбы Офицерского собрания. Позднее, в 2012 году, флигель музея, как вновь выявленный объект культурного наследия, был поставлен на учет в Республиканском комитете по охране памятников. В настоящее время оформлен охранный договор на уникальный архитектурный комплекс усадьбы Офицерского собрания.

В 2009 году для объединения потомков чинов 51-го пехотного Литовского полка и для дальнейшего проведения исследовательской работы сотрудниками журнала «Military Крым» были изготовлены точные копии полковых знаков, которые были вручены на торжественном собрании 22 октября 2009 года в честь 200-летнего юбилея полка.
Для воссоздания Музея полка в зале, предусмотренном для этой цели архитекторами в начале XX века, были проведены демонтаж фондов из музейного зала №8 и ремонт помещения.

Созданию музея сопутствовал ряд культурно-образовательных программ. В частности, в 2011 году в сотрудничестве с телевизионной компанией «Неаполь» был создан документальный фильм, посвященный истории 51-го Литовского полка. В феврале 2012 года, в сотрудничестве с Министерством культуры АР Крым, в художественном музее был разработан образовательный проект «Аполлониада», направленный на привлечение внимания учащихся к архитектурным памятникам города Симферополя и, в частности, к истории Офицерского собрания.

12 июня 2012 года состоялось торжественное открытие экспозиции Музея 51-го пехотного Литовского полка и презентация фильма, посвященного его истории. В экспозиции зала находится 175 предметов, из них 28 произведений представляют коллекцию художественного музея. На открытии Клубом военной истории Симферополя была продемонстрирована реконструкция военной формы 51-го Литовского пехотного полка времен I Мировой войны (1 офицерский и 2 солдатских мундира).

В ходе международной конференции «XVII Крымский искусствоведческие чтения» 25-26 октября 2012 года был отмечен 100-летний юбилей марша «Прощание славянки» (автор Я.И. Богарад), впервые исполненного в стенах Офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка.

В дальнейшем запланировано продолжение проекта и полное воссоздание дореволюционных интерьеров Офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка. В настоящий момент ведется активная работа с литературой и архивными документами с целью издания нового каталога по истории здания и художественной коллекции музея.

Ссылки:
1. Сауленко, Людмила. Ее Сиятельство Коллекция, Его Величество Музей: [очерк] / Людмила Сауленко. — Одесса: Астропринт, 2012. — с. 32
2. Белова С.Л. Симферополь. Этюды истории, культуры, архитектуры. — Симферополь: Таврия-Плюс, 2001. — с. 131.
3. Литовский след на крымской земле. — Симферополь: ДОЛЯ, 2006. — с. 116
4. Федотова Г.И., Грищенко Н.Ф. История коллекции // Крымский музей, 1995-1996. — Симферополь: Таврия, 1996. — с. 162-172
5. Симферопольский художественный музей: Каталог. — Симферополь: Изд. «Крым», 1969. — с. 3
6. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 1. — Д. 47. — Л. 137.
7. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 1. — Д. 106. — Л. 17.
8. Красный Крым. 1928, 20 мая. № 111.
9. ГАРФ. — Ф. Ф-2307. — Оп. 9. — Д. 77. — Л. 37.
10. Красный Крым. 1923, 20 мая.
11. ГААРК. — Ф. Р-2865. — Оп. 2. — Д. 5. — Л. 2.
12. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 10. — Д. 152. — Л. 62-63.
13. ГААРК. — Ф. Р-3076. — Оп. 1. — Д. 21. — Л. 4.
14. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 9. — Д. 257. — Л. 51-52.
15. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 10. — Д. 152. — Л. 62-63.
16. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 9. — Д. 257. — Л. 53-54.
17. ГААРК. — Ф. Р-663. — Оп. 6. — Д. 13. — Л. 4.
18. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 10. — Д. 152. — Л. 62-63.
19. ГААРК. — Ф. Р-652. — Оп. 10. — Д. 152. — Л. 61.
20. РГАЛИ. — Ф-962. — Оп. 6. — Д. 260. — Л. 45.
21. ГААРК. — Ф. Р-219. — Оп. 1. — Д. 1812. — Л. 50.
22. РГАЛИ. — Ф-962. — Оп. 3. — Д. 742. — Л. 5-7.
23. ГААРК. — Ф. Р-3076. — Оп. 1. — Д. 37. — Л. 90.
24. РГАЛИ. — Ф-2075. — Оп. 7. — Д. 14. — Л. 15.
25. ГААРК. — Ф. Р-4133. — Оп. 1. — Д. 10. — Л. 11-13.
26. ГААРК. — Ф. Р-4133. — Оп. 1. — Д. 4. — Л. 4.
27. ГААРК. — Ф. Р-4133. — Оп. 1. — Д. 12. — Л. 12.
28. ГААРК. — Ф. Р-3076. — Оп. 1. — Д. 50. — Л. 77.
29. ГААРК. — Ф. Р-4133. — Оп. 1. — Д. 4. — Л. 3а.
30. ГААРК. — Ф. Р-4133. — Оп. 1. — Д. 4. — Л. 4.
31. ГААРК. — Ф. Р-2693. — Оп. 3. — Д. 1. — Л. 5.
32. ГААРК. — Ф. Р-4133. — Оп. 1. — Д. 3. — Л. 3-4.
33. ГААРК. — Ф. Р-2693. — Оп. 3. — Д. 24. — Л. 8.
34. Симферопольский художественный музей: Каталог. — Симферополь: Изд. «Крым», 1969. — с. 4